Правительство против "проклятых буржуинов": чем грозит закрытие торговых центров в Риге

© Sputnik / Sergey MelkonovОчередь на вход в торговый центр в Риге
Очередь на вход в торговый центр в Риге - Sputnik Латвия, 1920, 31.03.2021
Подписаться
Сфера услуг, в том числе торговля, дает 64% латвийского ВВП, при этом из-за ограничений в связи с пандемией COVID-19 остается парализованной торговля в Риге, где почти весь оборот делают крупные ТЦ

РИГА, 31 мар — Sputnik, Зинаида Юшкевич. После месячных метаний правительство все-таки вернулось к решению открыть маленькие магазины с отдельным входом с улицы после лютеранско-католической Пасхи, то есть с 6 апреля. Крики о помощи со стороны торговых центров остались без ответа. Таким образом, остается парализованной торговля в Риге, где сосредоточены две трети  экономики страны: уличный ретейл в столице давно перестал существовать, оборот переместился в торговые центры, где нет проблем со стоянкой машин и доступно сразу много предложений. А в ТЦ непродовольственный оборот упал на 40-90%.

"Это решение позволяет открыться магазинам в провинции, - считает представитель ТЦ "Рига-Плаза" Ивета Приедите. – Принят вариант, который продвигала Латвийская ассоциация торговцев. Я не думаю, что это лоббизм со стороны какой-то конкретной организации. Просто наше правительство не видит ситуации, не понимает, почему надо разрешить работать всем, почему надо избегать ограничения конкуренции, почему индустрия, которая платит только с арендной платы в районе 50 миллионов евро в год, не может работать. Важно ли это для правительства - это вопросы все еще риторические".

Очередь на вход в торговый центр в Риге - Sputnik Латвия, 1920, 30.03.2021
Минфин Латвии планирует выделить деньги торговым центрам на покрытие аренды

В феврале 2021 года Ассоциация торговых центров просила помощи у правительства и Минэкономики. Потеряв еще в декабре 30-40% оборота, закрытые с 21 декабря торговые точки ТЦ утратили возможность платить по счетам. Дебиторская задолженность растет как снежный ком: ТЦ выписывают счета за аренду, начисляя НДС и уплачивая его в бюджет по дате выписки счета, а оплаты по счетам не получают. Даже списать безнадежный долг невозможно: это разрешается, когда должника объявляют неплатежеспособным, а на подачу подобных исков в стране объявлен мораторий.

"Мы старались держать руку на пульсе, владельцы прилагали все усилия, чтобы арендаторов сохранять,- говорит Приедите. - Мы договаривались об отсрочке платежей, арендных скидках. Сейчас ограничения бизнеса касаются 70-80% арендаторов ТЦ, но мы оставлены с ними наедине и не можем им помочь только своими силами. Мы пытаемся кричать о помощи: если государство своими решениями запрещает работу магазинов, то их поддержка должна быть намного больше. Правительство нас слушает, но не слышит".

Мнимая поддержка

Ссылка на форс-мажор (обстоятельства непреодолимой силы) могла бы помочь ТЦ и их арендаторам ослабить налоговую удавку, однако чрезвычайная ситуация объявлена, но форс-мажором она не считается. Возникает правовая двусмысленность, которая не идет на пользу предпринимателям и потенциально грозит волной судебных тяжб.

Рижские торговые центры вывесили белые флаги, чтобы привлечь внимание общества к своему бедственному положению - Sputnik Латвия, 1920, 19.02.2021
Торговые центры поднимают белые флаги

"Если арендодатели и арендаторы не смогут договариваться и пойдут в суд со своими формулировками форс-мажора, трудно предположить, как будет выглядеть торговая сфера, когда ее разрешат открыть. Кто откроется, а кто будет затянут в судебные разбирательства на годы. Думаю, что победителями смогут выйти или благо для себя получат только юристы", - уверена Приедите. По ее словам, точек, которые не смогут открыться, когда разрешат, пока немного. Однако ситуация близка к критической, и решать ее необходимо срочно.

Медлительность в принятии решений опасна изменением привычек потребителей: в Эстонии торговые центры были открыты, однако допандемический оборот в них так и не восстановился, хотя латвийские коллеги смотрят на северных соседей с завистью. В последнем квартале 2020 года в Эстонии количество посетителей ТЦ упало на 20-25%, оборот - на 10%.

"Если бы вы любому латвийскому торговцу сказали про спад в 10-15%, он бы сильно обрадовался, - замечает Ивета Приедите. - При таком спаде арендодатель и арендатор, скорее всего, найдут общий язык, поскольку это сумма, которую обе стороны могут поднять. В Латвии в этот период спад оборота был в размере 30-40%, а это совсем другие цифры. Это уже то, что в двустороннем диалоге решить нельзя, и нужна помощь извне, а ее практически не было. В ноябре-декабре субсидии на оборотные средства торговцы не могли получить, поскольку выдвинутые критерии этого не позволяли: нужно было, чтобы был зафиксирован спад оборота к прошлому году, или спад оборота на 20% к августу-сентябрю. Мы все понимаем, что такое предрождественская торговля, когда индустрия делает 20-25% годового объема, поэтому спада к летним или осенним месяцам там не было".

Вследствие этого правительство в первую очередь должно пересмотреть лимиты оказываемой помощи и условия ее предоставления, считает представитель отрасли.

"Свои заявки на пополнение оборотных средств торговцы подали, но ответов пока нет. Но даже при позитивном ответе есть нюансы. Первый: сумма в 100 тысяч евро. Для обывателя это кажется большой суммой, но для компании она невелика, даже для сети с одним-двумя магазинами. 100 тысяч для такого продавца - сумма арендной платы за месяц, не считая других затрат. Так что суммы маленькие, и чем дольше будут длиться запреты, тем хуже будет ситуация в целом. Есть сезонность товаров. Все закупили товар на зиму и не смогли его продать. И торговцы не понимают, что делать дальше: ориентироваться на весенние сапоги или на летние босоножки? Куда вкладывать и где взять деньги на новые закупки? Это вопрос, который они задают себе, задают нам и ответа на который пока нет", - говорит эксперт.

Банкноты номиналом 5 и 10 евро. - Sputnik Латвия, 1920, 29.03.2021
Эксперт: латвийцы за пандемию скопили много денег и будут готовы их тратить

Мнение экономистов Банка Латвии еще более категорично: "существующее регулирование лишает предприятия, пострадавшие от пандемии больше всего, возможности получить поддержку и позволяет квалифицироваться для поддержки фирмам, которые напрямую не пострадали". Они также напомнили о том, что и без пандемии Латвия стояла на пороге экономического спада, так что даже при отмене ограничений жители не станут осаждать рестораны и магазины.

То есть правительство должно бы уже сейчас увеличивать лимиты и смягчать условия предоставления помощи, чтобы это действительно подтолкнуло возобновление работы весной или летом, указывает Ассоциация ТЦ. И чтобы предотвратить волну банкротств, добавляет Банк Латвии. Однако власти действуют на удивление неповоротливо: подведены итоги о поддержке за 2020 год, а данных о рассмотренных заявках на выделение субсидий по новым программам так и нет. Критерии, которые выставляются, не уравновешивают ситуацию, делая помощь более справедливой, а являют собой искусственные препоны, чтобы не дать деньги. Поведение правительства снова напоминает о его репрессивной логике, показывающей: государственная машина на страже и сделает все, чтобы обуздать аппетиты "проклятых буржуинов", несмотря на то что кормится за их счет.

Пострадают работники и... пенсионеры

В обращении к правительству ассоциация ТЦ напомнила: в торговле работают 133 тысячи человек, это пятая часть всего трудоспособного населения Латвии. В ситуации, когда бизнес оказался на грани закрытия, возникает риск и для работников. Во-первых, государство должно будет платить им пособия, а во-вторых, им некуда будет трудоустроиться. Безработица в Латвии уже в январе превысила пик, отмеченный летом 2020 года: свыше 84 тысяч человек. Только в ТЦ работают 14 тысяч человек, а на очереди еще увольнения людей с неполной занятостью, которым с 1 июля 2021 года не смогут платить возросшую минимальную зарплату. Какой социальный бюджет это выдержит?

Ивета Приедите указала еще на один риск: поскольку ТЦ - длинные инвестиции, в которых есть доля вложений, например, пенсионных фондов, радикальное снижение их оборота или, того хуже, банкротства могут отразиться на накоплениях второго и третьего пенсионного уровней. Эти накопления в прошлом году и так потеряли до 25% своей стоимости, с трудом восстановившись к концу года.

"Торговые центры построены на деньги международных инвесторов, которые составляют мнение о поддержке, которую они получают в стране в трудные времена. Если такой поддержки нет, то они могут отказаться от дальнейших планов инвестирования в Латвию, сохранения бизнеса или его расширения. Интересы всех сторон должны быть соблюдены. И надо беспокоиться, будут ли инвесторы в дальнейшем видеть Латвию как место для своего бизнеса", - заключает Приедите.

Лента новостей
0