Споры вместо хаба: почему рижский аэропорт утерял лидерство в транзитных перевозках

© Sputnik / Sergey MelkonovСеверный терминал аэропорта Рига
Северный терминал аэропорта Рига - Sputnik Латвия, 1920, 15.03.2021
Подписаться
Ассоциация авиации предлагала создать в Латвии грузовую авиакомпанию, которая могла бы использовать возросший спрос в грузовом секторе, однако правительство уверяет, что поддержать такой проект не может – Европа денег на транспортную инфраструктуру не дает

РИГА, 15 мар — Sputnik, Зинаида Юшкевич. С понедельника возобновляются полеты из аэропорта Рига в третьи страны, и, вопреки опасениям о том, что это может ухудшить эпидемиологическую ситуацию, должно произойти наоборот, считает исполнительный директор Латвийской ассоциации авиации Артурс Кокарс. Однако восстановить пассажиропоток до показателей 2019 года удастся не ранее чем через 3-5 лет.

Профессионалы предлагают альтернативные сценарии развития, а правительство пока их оспаривает, ссылаясь на ограничения ЕС в использовании противоковидных ресурсов – как будто собственных у страны нет, и любые инициативы в экономике можно реализовывать исключительно за чужой счет.

Кокарс сообщил, что в данный момент около 500 туристов из Латвии еженедельно отправляются на отдых в Египет и на Тенерифе из Вильнюса, а при возвращении только десятая часть этих путешественников проходит контроль и получает COVID-регистрацию. Поскольку при прямых полетах из Риги такая ситуация будет исключена, "открытое небо" для рейсов в третьи страны позволит увеличить безопасность передвижений.

Аэропорт Рига - Sputnik Латвия, 1920, 11.03.2021
Латвия возобновляет авиасообщение не для туристов, но туроператоры не теряют надежды

"Мы давно говорили, что в авиации ее обеспечить гораздо легче, чем на наземном транспорте. Быть уникальным в запретах – это мнимая борьба с заболеваемостью, а не фактическая. Когда пассажир возвращается в аэропорт Рига, возможности избежать контроля и заполнения COVID-пасса у него нет", – подчеркнул эксперт.

Кокарс посетовал на недальновидные действия правительства, которые лишили аэропорт Рига позиции транзитного хаба балтийских и северных стран. Ведь Латвия оказалась единственной страной в Европе, которая сделала это.

Основные транзитные доходы национальная компания airBaltic получала от полетов в Москву, Киев, Минск, Стамбул и "из-за запретов оказалась в тяжелой ситуации". Информация о том, что Рига открывается для транзита, вызвала всплеск запросов на билеты, но чтобы этот спрос удовлетворить, нужны другие организационные меры: выдача виз, пересмотр условий обслуживания в аэропорту транзитных путешественников или людей, приезжающих в Латвию на отдых и лечение. С этим ясности нет. Отмечая, что в применении IT на транспорте за год сделан прыжок вперед, на который в других условиях потребовались бы десятилетия, Кокарс прогнозирует дальнейшее развитие "безлюдных" технологий. Компания airBaltic начала внедрять IATA-pass, который будет интегрировать всю информацию о пассажире и заменять не только бумаги, но и разовые посадочные талоны для полета.

Ноутбук на столе с интернет-страницей Google - Sputnik Латвия, 1920, 11.03.2021
Россияне взорвали поисковик запросами на билеты в Латвию

Латвийская компания готова конкурировать на рынке, поскольку обновила свой флот, обеспечивающий снижение удельных расходов на пассажиро-место. Оказанная государством помощь помогла ей удержаться на плаву, но если ограничения продлятся летом и осенью – результат может быть фатальным. Авиационная отрасль и так вынуждена была уволить около 40% сотрудников.

Разрешение чартеров из Риги в южные регионы - это небольшой вклад в восстановление пассажиропотока. Да и чартеры, которые изголодавшиеся по отдыху латвийцы, раскупают как горячие пирожки, пока планируются с осторожностью.

Кокарс сообщил, что совместно с туристическими компаниями разработаны протоколы обеспечения безопасных путешествий, минимизирующие контакты путешественников с посторонними в пути следования. И в гостинице у теплого моря гостей не станут развлекать массовыми мероприятиями.

Эксперт полагает, что восстановление пассажирских перевозок через аэропорт Рига займет не менее трех лет, однако раньше всего это произойдет с региональными перевозками, внутри Европы. Что касается дальнемагистральных перелетов, то они ощутимо подорожают и станут привилегией более состоятельных пассажиров. Сами авиаперевозки изменятся: решающее значение приобретут сочетание "дальнемагистральные перевозки + логистический сервис в аэропорту прибытия + сервис "последней мили" (доставка до двери потребителя). Каждый час времени в этой цепочке будет иметь решающее значение для выбора партнера.

Самолет Airbus a220-300 авиакомпании airBaltic в аэропорту Рига - Sputnik Латвия, 1920, 10.03.2021
Меньше пересадок - меньше контактов: соседи вынудили Латвию открыть небо

Ассоциация авиации предлагала создать в Латвии грузовую авиакомпанию, которая могла бы использовать возросший спрос в грузовом секторе, однако правительство уверяет, что поддержать такой проект не может – мол, Европа денег на транспортную инфраструктуру не дает. Впрочем, этот запрет не помешал Минфину вписать ремонт дорог на сумму 102,3 миллиона евро в статью "уменьшение неравенства".

"Латвия находится на периферии ЕС, нам сложно войти в крупные потоки грузовых перевозок. Наличие собственной грузовой авиакомпании улучшает позиции страны, – убежден Кокарс. – Это дает латвийским экспортерам доступ на ныне недоступные рынки сбыта, позволяет предлагать таможенный сервис и оформление документов. Латвийская почта приобрела неплохие позиции в интернет-торговле с Китаем, но этот проект сейчас может закончиться, поскольку Евросоюз с 1 июля тотально облагает эти отправления таможенными налогами. Прямые полеты в Киев позволили нам стать ведущим игроком в обеспечении электронной коммерции с Украиной, так что важно привлекать новых партнеров, экспедиторов, поставщиков товаров через интернет".

Лента новостей
0