СМИ: как "цифровая Балтия" сломалась под давлением пандемии

© Sputnik / Евгений Одиноков / Перейти в фотобанкУдаленный режим работы из-за угрозы распространения коронавируса
Удаленный режим работы из-за угрозы распространения коронавируса - Sputnik Латвия, 1920, 15.03.2021
Подписаться
Одной из причин печального состояния дел в Эстонии стало "цифровое государство"; что следует учесть Латвии и Эстонии при разработке собственных электронных услуг?

РИГА, 15 мар — Sputnik. Хваленое "цифровое государство" Эстонии не выдержало кризиса, связанного с пандемией COVID-19, и его балтийские соседи Латвия и Литва справились не лучше, пишет New Eastern Europe.

Во время первой волны COVID-19 история о достоинствах "цифрового государства", подтвержденная низким уровнем заболеваемости внутри "балтийского пузыря", породила международную сенсацию. Если бы все правительства были электронными, они могли бы лучше справиться с пандемией, думали мы.

Зал судебных заседаний - Sputnik Латвия, 1920, 25.10.2020
Шаг в будущее: в Латвии состоялось первое заседание суда в электронном формате

Эстония продвигала эту идею наиболее активно, но Латвия и Литва также с гордостью рассказывали о своем цифровом ответе пандемии.

К несчастью, по мере развития пандемии во всех трех странах уровень заболеваемости начал расти, и стало ясно, что электронных услуг недостаточно.

В Эстонии, где цифровые услуги уже стали частью национальной идентичности, их недостатки быстро стали заметны. Латвия и Литва, где электронное управление развито меньше, показали на своем примере, как надо создавать цифровые системы.

В ходе пандемии критически важными стали две системы электронного управления - э-учеба и э-здоровье. В Эстонии ни одна из них не была готова к кризису.

Очень быстро выяснилось, что эстонская э-учеба не выдерживает нагрузки и не предоставляет услуг, необходимых для перехода на онлайн-обучение. Учителям и школам пришлось самостоятельно выбирать, какие системы использовать. Из-за этого возникли ситуации, в которых каждому школьнику для учебы было необходимо несколько аккаунтов, паролей и электронных устройств.

Телевизоры в магазине. Архивное фото - Sputnik Латвия, 1920, 03.03.2021
COVID-19 и Илон Маск: почему в Латвии больше не купить дешевый ноутбук

Родителям нескольких детей школьного возраста пришлось не только разбираться во всех этих аккаунтах и платформах, но и спешно покупать ноутбуки или планшеты. (В некоторых случаях электронные устройства предоставляли школы или частные благотворители). Стресс только усиливался из-за того, что образовательные платформы регулярно выходили из строя.

Хотя Эстонии все же удалось быстро перейти на онлайн-обучение, благодарить за это надо не цифровую платформу, а упорство, навыки и инновации учителей, учеников и родителей.

Эстонская система э-здоровья, существующая в нынешнем виде примерно с 2008 года, была в центре нарратива об "электронном государстве". Как и э-учеба, она не выдержала пандемии.

Первым ее недостатком оказалось отсутствие услуг телемедицины. Поскольку медицинские учреждения прекратили работу, было невозможно проводить удаленные видеоконсультации пациентов (если они все же проводились, то по телефону). Опять-таки работу сектора здравоохранению удалось продолжить благодаря не букве "э", а самоотверженности и изобретательности медицинских работников.

Латвийский сайт manavakcina.lv для подачи заявки на вакцинацию от COVID-19 - Sputnik Латвия, 1920, 10.03.2021
Проблемы с э-здоровьем: Латвия создаст новую платформу для вакцинации за миллион

Второй недостаток был связан со сбором и передачей точных статистических данных. В начале кризиса информация была часто недоступна, неясна и во многих случаях неверна. Расположенные на местах базы данных должны были привести к оценке ситуации, основанной на данных, однако этого не произошло - разные организации внутри одного министерства не имели доступа к данным из-за законодательства о защите личных данных.

Хотя сейчас публике легко доступны достоверные сведения, публикация неверной информации повредила репутации Департамента здоровья Эстонии, которая и так была не на высоте.

У Эстонии не было ни базы данных, ни реестра, ни службы для отслеживания контактов, и в этом она, как и Литва, полностью полагалась на таблицы Excel. Из-за этого возникало много ошибок, контакты отслеживались медленно. В конце концов Департамент здоровья создал новую базу на основе приложение LimeSurvey, однако она пала жертвой хакерской атаки, и личные данные тысяч эстонцев утекли в сеть.

Местные программисты бесплатно создали приложение для отслеживания контактов, однако постепенно стало ясно, что оно плохо работает, не предоставляет правительству полезных статистических данных, несовместимо с протоколом ЕС по отслеживанию данных (как и литовское приложение - у латвийского такой проблемы нет), и сейчас в стране идет долгий и дорогостоящий процесс разработки нового приложения.

Банковская карта - Sputnik Латвия, 1920, 04.06.2020
Как латвийцы полюбили покупать еду в интернете

Почему цифровая экосистема Эстонии потерпела поражение? Как ни странно, причина этого фиаско - те же обстоятельства, которые позволили Эстонии достичь высокого уровня дигитализации, а именно, разработка цифровых услуг частными компаниями. Из-за нее в стране высок уровень регулирования, а правительство медленно реагирует на вызовы.

Кроме того, из-за нагрузки на государственную IT-систему люди и организации были перегружены, так как им приходилось одновременно поддерживать в порядке существующие платформы, разрабатывать новые и искать решения для возникающих проблем.

Поскольку большинство платформ были получены путем закупок, они часто были разработаны для конкретной цели с конкретными критериями, поэтому им не хватало гибкости и адаптивности, необходимых для адекватной работы в меняющейся обстановке.

И наконец, из-за опоры на частный сектор в вопросе поставки услуг и децентрализованной структуры правительства Эстонии все перемены и инновации внедрялись не быстро, тем самым замедляя возможности государства быстро реагировать на изменения в ситуации. Это своего рода парадокс: те же самые качества, которые позволяют "электронному государству" хорошо работать в стабильные времена, помешали Эстонии адекватно отреагировать на пандемию.

Девушка с ноутбуком - Sputnik Латвия, 1920, 09.02.2021
IT-специалист вступился за сайт Manavakcina.lv: это классная платформа

Чему нас учит эта история, и что следует учесть Латвии и Литве при разработке собственного "цифрового правительства"?

Во-первых, при разработке цифровых услуг необходимо поддерживать способность создавать IT-продукты внутри самого правительства, а не рассчитывать только на закупки или аутсорс.

Во-вторых, необходимо создать ясные стратегии на случай резких изменений климата или увеличения пользовательской нагрузки на сервисы, как это произошло во время пандемии.

В-третьих, цифровые услуги - это не только программное обеспечение, но еще и аппаратное обеспечение и люди. Если люди не могут по каким-то причинам использовать услугу, то она все равно что не существует.

В-четвертых, необходимо тестировать цифровые услуги на использование в кризис. Доступность цифровых услуг создает у правительства ложное чувство безопасности перевода всех услуг в онлайн.

Латвия и Литва под впечатлением от успехов Эстонии инвестировали в цифровизацию госуслуг. Все три страны Балтии заняли высокие места в рейтинге "э-государств" ООН (Эстония на 3-м месте, Латвия на 20-м, Литва на 49-м). Однако очень важно не недооценивать важность сильных и компетентных госслужащих - их нельзя заменить электронными услугами, и именно они являются ключевым фактором успешного антикризисного управления. Стратегия, основанная только на цифровых решениях, обречена на провал.

 

Лента новостей
0