Наш сервис только для граждан: в Риге фирма отказалась обслуживать негражданина Латвии

© Sputnik / Konstantin Chalabov / Перейти в фотобанкЭкскаватор
Экскаватор - Sputnik Латвия
Подписаться
Эта история быстро завершилась официальными объяснениями со стороны фирмы Kurt Koenig Latvija, работница которой отказалась обслужить покупателя, потому что он является негражданином Латвии. Предприятие встало на сторону посетителя и извинилось за поведение сотрудницы

РИГА, 28 янв — Sputnik, Андрей Татарчук. Строитель Григорий Шелушенков обратился в фирму Kurt Koenig Latvija, планируя арендовать инструменты для работы, и получил отказ от сотрудницы, обслуживающей клиентов. От лица фирмы она заявила, что предприятие не выдает негражданам напрокат инструмент.

"Неграм и собакам вход воспрещен?"

"Да, да, вы не ослышались! Именно так они и сказали! У них политика фирмы такая! – эмоционально написал оскорбленный клиент в социальной сети. – Я понимаю, когда у физического лица кредитная история плохая или юридическое лицо имеет долги по налогам или другие отягощающие условия невыдачи напрокат инструмента. Но причем тут гражданство или его отсутствие у человека? Какие это у них правила оговаривают не давать человеку инструмент в аренду, если он постоянный житель этой страны и имеет персональный код? Какая разница гражданин он или нет, и какой страны? Может, им еще важно, какой он национальности и веры? И может еще, если он еврей, то надо доказать и показать? Вам не кажется, что это не просто уже дискриминация, а откровенный фашизм?"

© SputnikСтроитель Григорий Шелушенков
Наш сервис только для граждан: в Риге фирма отказалась обслуживать негражданина Латвии - Sputnik Латвия
Строитель Григорий Шелушенков

Паспорт господина Шелушенкова – латвийский негражданский. На обложке паспорта – герб Латвии, на одной из последних страниц на латышском языке указано, что обладатель данного документа находится под защитой законов Латвийской Республики. И вроде законы государства в данном случае стоят над законами частной фирмы, занимающейся прокатом инструментов и оборудования. Но при этом клиент получил ксенофобский отказ.

"И еще мне просто по-хамски посоветовала сдать на гражданство", - сообщает клиент, указывая, что, безусловно, это не должно касаться сотрудницы коммерческой компании. Шелушенков весьма скептически настроен к преимуществам, которые предоставляет паспорт латвийского гражданина, и, скорее всего, теперь этот статус еще больше девальвирован в его мнении. Хотя формулировка "неграждан не обслуживаем", объективно говоря, в сфере частного бизнеса в Латвии не характерна. Да, случаются истории, когда продавщица в киоске, скорее всего, не знающая русского языка, отказывается разговаривать с покупателем не на латышском. Такое реже случается с английским языком.

Почему же такое произошло с Шелушенковым?

Неграждане и искусственная сегрегация

Статус негражданина в отношении более чем трети населения Латвии был введен в 1994 году уже довольно долгое время спустя после того, как республика вышла из состава СССР – при этом лидеры "Народного фронта" еще в 1991 году заверяли, что абсолютно все население Латвии после независимости получит равные гражданские права (так поступили в Литве с нулевым вариантом гражданства). Статус негражданина получили в 1990-х около 740 тысяч латвийских жителей. По сути, апатридами стали главным образом люди, переселившиеся в Латвийскую ССР из других республик СССР в 1940—1989 гг., и их дети, родившиеся до 1 июля 1992 года.

Официантка в кафе - Sputnik Латвия
Нахамили и сразу "забыли" русский: клиенты ресторана в Риге возмущены сервисом

Сейчас людей без гражданства осталось менее 200 тысяч человек – и процесс натурализации и ассимиляции затянулся уже более чем на четверть века и не способен разрешить эту дискриминационную проблему. Несмотря на существование и достаточно крупное финансирование институтов интеграции, точнее, ассимиляции, деятельность их недостаточно эффективна и является скорее имитацией. Существование и поддерживаемое на уровне государства этого антидемократического института является дискриминацией населения и причиной, по которой Латвию часто упоминают в негативном ключе в различных европейских структурах, включая ПАСЕ и ЕСПЧ. К сожалению, механизм искусственной сегрегации и разделения латвийского общества проявляется и в таких формах, как упомянутый случай с фирмой проката инструментов.

Что не так с работницей фирмы?

Конечно, случай этот омерзительный и позорный – похожее уже было в истории западной цивилизации. После гитлеровского переворота в Германии еврейская часть населения была постепенно все более ограничена в гражданских правах – евреи, как и неграждане в Латвии с 1994 года, в отличие от фольксдойче, лишились права занимать государственные должности. Потом были концлагеря, гетто и Холокост. Подобная же сегрегация существовала в США до 1960-х годов, когда даже в общественном транспорте чернокожий не имел права ехать вместе с белыми пассажирами.

Кафе на площади Ливов в Риге - Sputnik Латвия
Нацпатриоты о русском языке в бизнесе: "клиент всегда прав" - устаревший тренд

Стоит сказать, что национализм и расизм в Латвии на бытовом уровне и в бизнес-среде – разные явления, в коммерции у нас открытых нацистов нет.

Григорий Шелушенков счел, что в отношении него представитель фирмы проявил дискриминацию – и он прав. Он запросил объяснений от администрации SIA Kurt Koenig Latvija, "по какому праву и закону или по каким вашим внутренним правилам вы мне отказали в услуге, и ваш работник начал мне указывать как мне жить и какой страны мне быть гражданином? Я хочу, чтобы вы опубликовали правила, по которым у вас запрещено выдавать в прокат инструмент негражданам Латвии", указав, что, возможно, действия сотрудницы фирмы подпадают под статью Криминального закона Латвии о разжигании национальной розни, что уголовно наказуемо.

Фирма отозвалась оперативно, принеся клиенту извинения за ситуацию. Указав, что данный инцидент является случаем непонимания и никак не отражает отношения фирмы с клиентами или стандарты политики предприятия. "Мы обслуживаем ВСЕХ честных лиц вне зависимости от гражданского/негражданского статуса. К сожалению, в конкретном случае обслуживание клиента было на очень низком уровне, за что выражаем сожаление и примем соответствующие меры, чтобы в будущем подобная ситуация не повторилась", - известила фирма Kurt Koenig Latvija в своем публичном аккаунте.

Важны взаимоуважительные решения

Руководитель партии РСЛ, депутат Рижской думы Мирослав Митрофанов также обратил внимание на этот случай, указав, что надеется на то, что конфликт исчерпан. "Сегодня утром я позвонил в Kurt Koening и спросил, обслуживают ли они неграждан. Мне ответили, что не делают разницы между гражданами и негражданами Латвии", - заявил Митрофанов, добавляя, что в таких случаях огласка не только желательна, но и обязательна.

"Ибо только публичность заставила предприятие определиться в своих приоритетах. Как действуем дальше? - Есть конфликт вокруг статуса человека, национальности или родного языка – не "заметаем мусор под лавку", но честно обсуждаем, давая всем вовлеченным сторонам найти достойное, взаимоуважительное решение. Это наша страна, и мы можем сделать ее лучше, если проявим принципиальность и доброжелательность", - сказал Митрофанов.

Стоит добавить, что в случае обращения в суд у Григория Шелушенкова были хорошие перспективы выиграть иск и обострение данного конфликта работало явно не на кассу торговца. Признать собственные ошибки сразу для бизнесе часто оказывается выгоднее, чем углубляться в причины фобий своего наемного персонала.

Лента новостей
0