Будни "удаленки": погружение в онлайн-образование в Латвии

© AFP 2023 / FERENC ISZAДистанционное обучение
Дистанционное обучение - Sputnik Латвия
Подписаться
Правда ли то, что удаленное обучение, на которое пришлось перейти латвийским школьникам из-за карантина в Латвии, наносит непоправимый вред ученикам, ставшим заложниками этого обучения?

Скажу сразу – мне нравится идея удаленного образования. И мне понятен экономический смысл такой системы, примененной к малым школам с небольшим числом учеников. Мне понятны возможности сохранения своей культуры и идентичности для абсолютно всех национальных меньшинств при помощи удаленного обучения. И латышских за рубежом, и русских - в Латвии. По большому счету, когда-нибудь такое образование спасет деревни по всему миру. Но пока идея настолько сырая и необработанная, что в ее практической латвийской реализации от нее больше вреда, чем пользы.

Юлия Сохина - Sputnik Латвия
Выпадают огромные куски знаний: Сообщество родителей возмущено новой "удаленкой"

Все понятно, никто не ждал пандемии COVID-19, все случилось внезапно. Но сам проект удаленного обучения "Школа-2020" был запущен еще в 2016 году Карлисом Шадурскисом. К нему были привлечены сотни педагогов, все лучшие педагогические вузы страны, в него были влиты десятки миллионов евро и, по идее, к началу пандемии у Латвии должна была быть отличная новая образовательная система. Но нет. Не вышло.

Проект был переименован в "Школа-2030", его важность снова признали и правительство и парламент, на него снова выделяются миллионы евро из латвийского бюджета, десятки миллионов евро европейского софинансирования. Но что мы имеем сейчас, когда из-за пандемии возникла особенно острая необходимость именно такого проекта?

Склад пособий есть, школы - нет

Мы имеем цифровой образовательный ресурс, в котором есть хранилище методик и учебных пособий. Мне нравится, как он организован, но я не специалист. О самом ресурсе мне приходилось слышать как и хвалебные отзывы, так и острую критику. Но мне, как пользователю, кажется, что работа по оформлению сайта проделана большая. То, что множество ресурсов на латышском собраны в одном месте, это уже немало. Однако все же есть много "но".

Предложенные методические материалы восторга не вызывают. Форма устаревшая еще до организации сайта – видеолекции, на которых лекторы, используя презентации Powerpoint, объясняют материал. Академично, сухо, устарело. Учителя, которые так же будут обучать учеников, возможно, предложат услуги удаленного, то есть заочного обучения. Но это не онлайн. Онлайн – это интерактив, живое взаимодействие с обучаемым. Заочное обучение малые школы не спасет, а погубит. И национальным меньшинствам не поможет сохранить культуру. Не знаю, есть ли возможность онлайн-обучения для учителей на этом сайте. Я такой возможности не нашел.

Дистанционное обучение - Sputnik Латвия
Младшие школьники уходят на "удаленку": компьютеры есть не у всех

Также вызывает огромное раздражение, что весь ресурс исключительно на английском и латышском. Родной язык почти 40% жителей страны здесь не представлен. Это дискриминация, но я уже говорил, что не это главное.

Похожие проекты есть и в России, на русском языке. Как пользователю, мне показалось, что пока найти на русском языке нужное пособие сложнее (в этом устроители латвийского сайта молодцы), но само качество дидактических российских материалов зачастую выше. Конечно, бесит, что приходится искать нужные пособия за рубежом, а не на родине, где единое цифровое хранилище учебных пособий создается на мои налоги. Но повторюсь это – второстепенно. Главное, что цифровой ресурс у нас есть, а удаленного образования - нет. Точнее, в отдельных школах есть, а во многих – только частично.

Два урока вместо шести

Чтобы не быть голословным, расскажу, как проходит учебный день моего ребенка - школьника. По расписанию у него примерно шесть предметов в день. На практике вот уже несколько месяцев, как правило, – два урока. Часто минут по двадцать каждый. Почему нет остальных уроков? Детский сад! Неисправна зарядка ноутбука, не работает микрофон, и так далее. Обсуждая эту ситуацию с родителями школьников, я понял, что наш опыт не уникален. Так у многих.

Алло, министерство?! Это нормально, что удаленное обучение у нас уже больше года, а до сих пор во многих школах проблемы как будто это все еще первый месяц "удаленки"? Как вы полагаете, что покажут выпускные экзамены? Я, конечно, понимаю, что о поколении школьников, потерявших два года, говорят многие страны, что это мировая проблема. Но это же абсолютно идиотская проблема, которая обусловлена совершенно очевидными вещами, в первую очередь - отсутствием обязательных методик!

Ежедневное изобретение велосипеда

Я приведу несколько реальных примеров уроков этого года в школе моего сына. Номер школы не назову, поскольку из общения с родителями учеников других школ вижу, что моя ситуация не исключение. 

Итак, молодой учитель латышского языка на уроке проверяет знания учеников по теме "Праздники". Он во время урока ищет картинки в интернете, выводит картинки на мониторы учеников и просит описать увиденное. Так как картинки не отобраны заранее, то порой к теме урока они иногда относятся только косвенно.

Чтение книг - Sputnik Латвия
"Удаленка" в Латвии: каждый пятый ученик – без компьютера

Ученики в рамках полученных знаний и скромного, базового словарного запаса не могут описать увиденное, в результате чего получают плохие оценки. Почему это происходит? Потому что учитель должен самостоятельно создать себе учебные пособия, но относится к этому небрежно. Возможно, у него нет на это времени, возможно, ему кажется, что и так сойдет. Но нет, выходит – неудовлетворительно.

Другой пример. Учитель информатики проводит дистанционное знакомство с программой цифровых презентаций Powerpoint. Во время урока (неожиданно) оказывается, что продемонстрировать программу в классе и удаленно – это разные вещи. В классе 15 человек.

Вообще-то в классе учатся 30 человек, но в том, что половина класса отсутствует, нет вины ни школы, ни министерства. К примеру, из 15 человек, желающих присоединиться к уроку, выходит это только у четырех. У остальных по каким-то причинам программа на домашнем компьютере не работает.

По идее, весь пакет Office рижский школьник может скачать бесплатно. Но то ли не скачано, то ли по каким-то причинам не работает во время урока. Несколько учеников сообщают учителю, что у них не открывается программа и они не знают, что делать. Учитель их отпускает с урока. В итоге часть девочек плачет, считая, что их выгнали из класса. Часть школьников, за которыми вполглаза приглядывают родители, тут же предлагают сделать презентацию в других бесплатных программах, например в Openoffice, а также в "Google Презентации". Учитель с энтузиазмом подхватывает идею, но не в состоянии дистанционно подсказать ученикам, как оформить простенькую двухстраничную презентацию в этих программах. Потому что не был к такому готов. Урок укладывается в 20 минут, у большинства пришедших на урок нет ни сделанной презентации, ни понимания, как ее делать. Есть опасение получить плохую оценку.

Уставший ребенок с ноутбуком - Sputnik Латвия
Директор рижской школы: "удаленка" – это сегрегация

Позвольте привести и позитивный пример. Учитель немецкого языка в нашей школе вот уже больше года проводит идеальные интерактивные уроки. В прошлом году она использовала Zoom. Тут можно отметить, что из 8 педагогов, преподававших сыну, в прошлом учебном году эту программу освоили двое. Я, кстати, ради интереса освоил ее за один вечер. В этом году учитель по немецкому легко перешла на Microsoft Teams.

И вот уже больше года на ее удаленных уроках присутствует личное объяснение материала, сопровождаемое презентациями, моментальными пояснениями. И если у ученика возникает вопрос, то он нажимает кнопку "поднять руку". Также почти на каждом уроке идет процесс проверки усвоенного материала, когда учительница выводит на рабочий экран тестовые задания и предлагает ученикам по очереди выбрать правильный ответ. И, конечно же, сразу объясняет ошибки, если они возникают, а также поясняет, почему ученик делает правильный выбор.

Ученики соревнуются между собой, они включены в процесс обучения. Когда после такого урока наступает следующий, на котором в лучшем случае видеолекция или тест, а в худшем - просто электронное письмо с картинкой из учебника, то понимаешь, как же повезло с немецким.

Год и неделя

На днях у нас, можно сказать, случился праздник: еще одна учительница освоила принципы удаленного обучения и вышла в онлайн в программе Teams и даже объясняла предмет ученикам и проверяла их знания. Не скажу, что теперь ей некуда расти - с методиками, позволяющими удаленно более плотно общаться с аудиторией, ей бы не мешало познакомиться, но прогресс налицо, и он (только не смейтесь) меня искренне радует.

Девочка с компьютером - Sputnik Латвия
Учителям Латвии заплатят за "удаленку": выделено более миллиона евро

Прошло больше года от начала школьных карантинных мер, и мы наконец-то перешли от учебы по электронной почте к онлайн-лекциям. То, на что другим школам понадобилась неделя (я сам писал про такие школы здесь и здесь), в школе моего сына заняло больше года. Ура! Наконец-то! Онлайн-лекции гораздо более эффективны! Ученик может спросить о том, что ему непонятно, и учитель может проверить знания каждого. Это ли не прогресс?

Конечно, у формата онлайн-лекции есть свои методики. Некоторые из хороших даже выложены в открытый доступ в интернете на русском, английском и других языках. А разосланы ли инструкции учителям? Проведены ли обучающие тренинги? Нет конечно!

Большинство учителей нашей школы в прошлом году проводили уроки по имейлу, да и в этом году учат так же, как методисты министерства, рассказывая ученикам в онлайне тему урока и пользуясь презентациями. Хорошо еще, что включают опросы учеников, вот только делают это без системы, в методическом смысле – на ощупь. А кто их учил этому важнейшему компоненту онлайн-обучения? Никто.

Поэтому я не могу осуждать учителей, которые уже год, можно сказать, мучают детей. Отмечу, что когда они все же решаются и переходят к онлайн-обучению, мне результат чаще всего нравится. Опытный учитель многое понимает интуитивно, схватывает на лету возможности проверить ученика.

Но почему наши учителя должны раз за разом изобретать известный и распространенный по миру велосипед? Почему они должны, словно в Средние века, до всего доходить своим умом? И не очевидна ли связь столь высоких требований к учителям при относительно низкой зарплате и их постоянно уменьшающегося числа? Не слишком ли мало делают министерские методисты? Не слишком ли устарели их способы?

Интерактивные уроки известны уже давно, более 10 лет. Сама идея удаленного обучения, благодаря которой МОН привлекло многомиллионные инвестиции, была не в заочном обучении, а в интерактивном. А это значит, что сделанного – недостаточно. Иначе будущее, которое было обещано, умрет нерожденным.

Лента новостей
0