Студенты на первом курсе не умеют читать: как спасти латвийскую школу

© Sputnik / Алексей Мальгавко / Перейти в фотобанкСтуденты на лекции
Студенты на лекции - Sputnik Латвия
Подписаться
Эксперты обсудили недостатки латвийского образования и преимущества перехода на компетентностный подход к обучению

РИГА, 18 янв — Sputnik. Ассоциированный профессор Латвийского университета, представитель программы Mācītspēks Иева Маргевича-Гринберга и директор рижской средней школы "Ринужи" Денис Клюкин рассказали о проблемах латвийской школы в эфире радио Baltkom.

По словам Маргевичи-Гринберги, основная проблема заключается в том, что учеников в школах не готовят к самостоятельной работе с материалами и анализу текстов.

"Многих навыков не хватает. Для меня немного шокирующим было то, что студенты на первом курсе не умели читать. Не так, что они не знали буквы, но они не могли читать большие научные тексты. Они как будто прочитали, но ничего не могли рассказать. Сначала я думала, что они не выполнили задание, но, оказывается, они читали, но ничего не поняли", – рассказала она.

Выходом Маргевича-Гринберга видит проект "Школа-2030". Одним из его основных аспектов является внимание к мыслительным процессам и различным стратегиям, которые ребенок может использовать во время обучения.

"Вообще, первое, на что в проекте "Школа-2030" ставится большой акцент – это метакогнитивное мышление. Ты все время должен думать о том, как ты думаешь, какие методы ты используешь, чтобы чего-то достичь. Это самое важное – все время контролировать себя. Это путь к тому, что ты сможешь сам учиться. Ты понимаешь, как ты думаешь, ты понимаешь лучшие стратегии, которые ты можешь использовать, чтобы что-то понять", – рассказала Маргевича-Гринберга.

Директор школы "Ринужи" Денис Клюкин подчеркнул, что уже сейчас правительство Латвии требует давать детям возможность самостоятельно работать и разбирать материал.

Мальчик с девочкой за ноутбуком - Sputnik Латвия
Педагог попросил родителей не учиться за детей на "удаленке"

"Это стало требованиями к школам. Самостоятельное обучение – это один из критериев, по которым сейчас аккредитовываются школы. Хочешь ты того или нет, но школа должна концентрировать свое внимание на предоставлении ученикам возможности самостоятельно осваивать материал", – рассказал он.

Клюкин указал, что вектор развития системы образования задан правильно, и подчеркнул, что главной проблемой школьного образования на данный момент является нехватка педагогов.

"Я бы хотел сосредоточиться не на стратегических целях, из которых практически все абсолютно правильные. Самая большая у нас проблема сейчас – это методы, которыми выстраивается достижение этих целей, то есть тактика. К сожалению, на государственном уровне у нас в лучшем случае занимаются лечением симптоматики, а не каких-то причин. Главная проблема – это нехватка учителей, которая создала сумасшедшую нагрузку на систему образования. Надо решать эту проблему, потому что остальных проблем, проблемы материального обеспечения, проблем, связанных с педагогикой и методическими вопросами, в принципе, нет", – сказал директор школы.

Учеба - Sputnik Латвия
"Мама, я дура": олимпиада выявила проблемы компетентностного подхода

О том, что переход на удаленное обучение показал неумение латвийских школьников учиться, ранее говорила эксперт в области образования Маргарита Драгиле. По ее словам, "Школа-2030", или компетентностный подход, должна сформировать навыки самостоятельного обучения.

Впрочем, у перехода к компетентностному подходу есть и противники - к примеру, глава Латвийской академии наук Иварс Калвиньш считает, что из-за этого подхода в голове у учеников образуется "каша", и заявил, что "Латвия больна реформаторской диареей".

Кроме того, звучат призывы остановить введение компетентностного подхода на период пандемии COVID-19, чтобы не подвергать детей и учителей дополнительной нагрузке.

 

Лента новостей
0