Недавно коллега рассказал, как укрылись с сыном от дождя в Национальном художественном музее. Заодно и осмотрели выставленные тут шедевры. Особо заинтересовала инсталляция, где фигурировали бутылка водки, огрызки и что-то про русских, называлось вроде это "Завтрак оккупанта". Почти как по Вайре Вике-Фрейберге: балалайка, вобла и водка – вот и вся загадочная русская душа.
Конечно, у меня внутри вскипел обличительный пафос – как же, мол. Русских художников Айвазовского и Рериха, значит, убрали, а взамен это глумление инсталлировали. Это, значит, такая у нас получается интеграция русских в латыши - со всем уважением милости просим? Утритесь и заходите?
Как выдалась минутка и пока зуд обличительства не иссяк, пошла и я укрыться от непогоды под своды недавно отреставрированного на деньги налогоплательщика (в том числе и русского) храма искусства. И заодно посмотреть на безобразие.
Я напялила маску и уже предвкушала "позлиться". Но не повезло мне, не застала я сей опус, видимо, экспозиция была непостоянная. Художники-передвижники, путешествующие по миру и демонстрирующие русскую душу, подобно бродячему цирку, повсюду таскающему с собой медведя. Где они теперь? Может, в диких лесах Амазонии или в горах Тибета?
Ну и ладно. Насладилась выставкой балтийских символистов, латышской классикой, взлелеянной на невских гранитных берегах. И занесло меня аккурат на чердак. Там на четвертом и пятом этажах выставка "Неудобное прошлое" и еще что-то актуальное.
Остановилась невольно у монитора с видео. Там сидела молодая миловидная девица, вероятно, художница, хлопала ресницами и рассказывала, как ее партнер или партнерша, не поняла я… Вы меня извините за подробности, но это искусство, его надо понимать. А чтобы понять, надо порой принять вызов и выйти из зоны комфорта. Так вот, партнер-партнерша засунула ей в задний проход палец, а потом его, значит, обнюхивал/обнюхивала. И затем следовал рассказ, какую бурю чувств это вызвало у героини – ее взволновало, что другому человеку может быть интересен ее запах, причем глубинный. Что она, следовательно, не просто личность, а сосуд и вместилище!
Такой вот де профундис, не побоимся этого слова. А вы говорите, Айвазовский да Достоевский. А сюда же, между прочим, и детей водят целыми классами.
И подумалось – хорошо все-таки, что русских художников убрали отсюда от греха подальше и перенесли в музей "Рижская биржа". Жалко только Яниса Розенталса, Вилхелма Пурвитиса и Паулюка. Может, их тоже надо уже спасать и срочно эвакуировать.