Россия сделала еще один шаг к переводу удобрений из Прибалтики, но есть препятствия

© Sputnik / Виталий Тимкив / Перейти в фотобанкСильвинитовая обогатительная фабрика в Пермском крае
Сильвинитовая обогатительная фабрика в Пермском крае - Sputnik Латвия
Подписаться
Законопроект разрешает складировать агрохимикаты в специализированных хранилищах на территориях морских терминалов за пределами прибрежных защитных полос (30–50 метров) и при наличии государственной экологической экспертизы

РИГА, 19 ноя — Sputnik. Госдума РФ одобрила во втором чтении законопроект, который снимает ограничения на хранение минеральных удобрений в портах. Нынешнее регулирование запрещает хранить удобрения ближе 500 метров от моря, что, по мнению химических компаний, не позволяет им строить новые мощности по перевалке и стимулирует отгрузки через иностранные порты, пишет "Коммерсант".

До 2013 года Водный кодекс не запрещал строительство соответствующих складов в водоохранной зоне. В период действия первоначальной версии кодекса в РФ были построены Туапсинский балкерный терминал, Европейский серный терминал (порт Усть-Луга), Балтийский балкерный терминал (порт Санкт-Петербург), Мурманский балкерный терминал.

Сильвинитовая обогатительная фабрика в Пермском крае - Sputnik Латвия
Хватит кормить весь мир: транзит удобрений через Прибалтику обсудили в Госдуме

Однако в 2013 году законодательство было изменено. Теперь Водный кодекс запрещает размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов в границах водоохранных зон. Для морей граница водоохранной зоны составляет 500 метров. При этом ширина большинства морских портов в РФ не превышает 500 метров.

Законопроект предлагает снять в Водном кодексе запрет на хранение агрохимикатов на территориях портов – но только в специализированных хранилищах. Строительство таких хранилищ должно осуществляться при условии их оборудования "сооружениями и системами, не допускающими попадания агрохимикатов в водные объекты и обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения".

Первая попытка принять законопроект была в июле. Он прошел первые два чтения, но затем возникли разногласия. Замглавы комитета по транспорту и строительству Виталий Ефимов предложил запретить размещение хранилищ удобрений в морских портах в городах и населенных пунктах, хотя именно там находится большинство химических терминалов (Новороссийск, Выборг, Санкт-Петербург). По мнению производителей и стивидоров, такой запрет мог привести к потере 85% перевалки агрохимикатов. Они отмечали, что более 40% российских минудобрений, идущих по морю за рубеж, отправляются из Прибалтики, Финляндии и с Украины.

Госдума вернула законопроект на второе чтение, 18 ноября он был принят во втором чтении. В течение этого времени, по данным источников издания, в портах, где переваливаются удобрения, прошли многочисленные проверки Ростехнадзора и других ведомств. "Но там не нашли ничего, что помешало бы снятию ограничения на складирование",— сказал один из источников.

Прежде всего, в снятии ограничений заинтересованы "Ультрамар" и "Еврохим", которые намерены реализовать крупные проекты по перевалке удобрений в порту Усть-Луга.

В "Еврохиме" газете заявили, что компания приветствует принятие законопроекта, которое приводит российские нормы в соответствие с международными правилами и позволит наращивать мощности по перевалке в России.

Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров называет законопроект о правилах хранения агрохимикатов в портах ожидаемым. Но, отмечает эксперт, при этом государство должно найти тонкую грань между поддержкой инвесторов и рисками, создаваемыми для природы терминалами, расположенными около воды и в границах городов. При этом Бурмистров сомневается, что принятие законопроекта приведет к быстрому переводу грузов из Прибалтики в Россию, так как некоторые перевалочные мощности там принадлежат российским компаниям.

Лента новостей
0