Развитие транспорта Латвии: Rail Baltica - миллиарды, жителям - велосипед или кредит

© Sputnik / Sergey MelkonovПервый снег в Риге. Велосипеды
Первый снег в Риге. Велосипеды - Sputnik Латвия
Подписаться
В планах кабмина введение таких налогов, чтобы люди были вынуждены отказаться от бензиновых и дизельных двигателей и отправиться в банк за кредитами на покупку неадекватно дорогих электромобилей; правда, всегда есть вариант пересесть на велосипед, напоминает Минтранс

РИГА, 27 окт — Sputnik. На прошлой неделе министерство сообщения и министерство регионального развития представили проект документа о развитии транспортной отрасли. Несмотря на пандемию COVID-19, чиновников охватил необъяснимый экооптимизм – они верят, что до 2027 года жители массово откажутся от двигателей внутреннего сгорания и пересядут на полезные для здоровья велосипеды или волшебный общественный транспорт, который будет ездить по новым, тихим дорогам. А если кто-то все же захочет продолжить ездить на четырех колесах, сможет обратиться в банк за кредитом на покупку электромобиля, пишет Neatkarīgā.

Меньше выбросов, больше роста

Проект "Основные направления развития транспорта в 2021-2027 годах" разработан министерством сообщения, это большой и сложный документ со многими приложениями, в том числе оценкой влияния на окружающую среду. Полный текст можно почитать здесь.

Как объясняет сам Минтранс, "цель документа – развитие интегрированной транспортной системы с безопасной, эффективной и устойчивой мобильностью, которая будет способствовать экономическому росту в стране и региональному развитию, а также внесет свой вклад в переход к экономике с низким уровнем эмиссии CO2".

Автомобильный рынок - Sputnik Латвия
Чтобы не ездить на автобусе: латвийцы раскупили старые машины за тысячу евро

Больше железных дорог и аэропортов, модернизированные порты, альтернативное топливо и поддержка микромобильности. Меньше выбросов – для отчетов в Брюссель и улучшения состояния окружающей среды. Автомобилям на ископаемом топливе скажут "фу", но больше 2% электромобилей в автопарке Латвии к 2027 году не будет.

Но и это уже будет много. В приложении о финансовой стороне дела говорится, что для осуществления концепции понадобятся внушительные вливания каждый год, всего 4,4 миллиарда евро. Больше всего в 2026 году – 849 миллионов евро. Причем из этих средств ни одного цента не предусмотрено на софинансирование замены автопарка жителей.

А вы идите за кредитами

Большая часть средств понадобится на проект железной дороги Rail Baltica. А вот климатически нейтральное будущее на автодорогах будут приближать с помощью банковских услуг, объяснила заместитель госсекретаря Минтранса по финансовому развитию, инвестициям и координации вопросов ЕС Лигита Ауструпе. По ее словам, в банках уже сейчас есть конкурентоспособные предложения. Теперь жителей будут мотивировать не просто отказаться от своих автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, но и отправиться за кредитами.

Следует объяснить, что речь идет об огромных суммах, неподъемных для большинства латвийских домохозяйств. Микроскопический электромобиль сейчас стоит больше 30 тысяч евро, небольшой – около 40 тысяч, средний – от 50 до 80 тысяч. А высшее чиновничество, влиятельные политики и другие богачи смогут наслаждаться эксклюзивными марками, стоимость которых колеблется в районе 100-200 тысяч евро за электромобиль.

Бедность латвийских семей - Sputnik Латвия
Инфографика
Латвийские семьи - самые бедные в еврозоне

Если не учитывать экстремально маленькие и экстремально большие зарплаты, по данным ЦСУ, медиана зарплат после уплаты налогов во втором квартале этого года составляла 660 евро. И в условиях пандемии нет никаких оснований для оптимизма с точки зрения прироста зарплат в будущем.

Чтобы купить даже дешевый – в понимании чиновников – электромобиль, латвиец среднего достатка должен копить деньги годами, а если он воспользуется услугами банка, то еще больше лет будет выплачивать проценты. Это противоречит мнению правительства, сформулированному главой Минтранса Талисом Линкайтсом, что машина старше пяти лет старая.

Судя по всему вышеперечисленному, подготовленные Минтрансом "Основные направления развития транспорта в 2021-2027 годах" чересчур оптимистичны. Конечно, если каждый десятый латвиец к 2027 году ежедневно будет ездить на велосипеде, что является одним из целевых показателей документа, общественному здоровью это пойдет только на пользу. Даже если от автомобилей их заставят отказаться, обложив двигатели внутреннего сгорания большими налогами. А такой план существует, только в другом документе.

Планируется новое повышение налогов

Вряд ли это совпадение, что в один день с "Основными направлениями развития транспорта в 2021-2027 годах" обществу представили и правила кабмина "План действий по сокращению загрязнения воздуха на 2020-2030 год" (полный текст здесь).

Автомобили - Sputnik Латвия
Сюрприз от Минсообщения: транспортный налог вырастет на 17%?

Этот документ принят еще весной, когда общество еще не сотрясали новости о повышении автоналогов. И в нем правительство обещает поднять акцизы.

Также там закреплена такая задача: "Оценить, способствуют ли ставки, определенные в законе о налоге на эксплуатацию транспортных средств и налоге на легковой транспорт предприятий, использованию таких транспортных средств, которые производят меньше загрязняющих воздух веществ (частиц и оксидов азота), и инициировать соответствующие изменения в законе о налоге на эксплуатацию транспортных средств и налоге на легковой транспорт предприятий".

В таблице с мероприятиями, которые должны улучшить качество воздуха, значится пересмотр акциза, чтобы способствовать использованию более экологичного топлива, в том числе природного газа.

Так что в планах правительства введение таких парализующих общественную активность налогов, чтобы люди были вынуждены отказаться от бензиновых и дизельных двигателей и с "Основными направлениями развития транспорта в 2021-2027 годах" в кармане отправиться в банк за кредитами на покупку неадекватно дорогих электромобилей.

Бензиновые и дизельные автомобили в Латвии обречены на исчезновение>>

Лента новостей
0