Бензиновые и дизельные автомобили в Латвии обречены на исчезновение

© Sputnik / Евгений Одиноков / Перейти в фотобанкАвтомобиль на свалке
Автомобиль на свалке - Sputnik Латвия
Подписаться
В погоне за климатической нейтральностью Евросоюз грозит полностью вытеснить бензиновые и дизельные автомобили со своей территории; в чем противоречия "зеленой" догматики, как будет происходить замена автопарка и о чем в этой связи говорит опыт Швеции и России

РИГА, 16 окт — Sputnik. Если Евросоюз продержится еще десять лет, ему удастся уничтожить бензиновые и дизельные автомобили на своей территории, пишет Neatkarīgā.

Еврокомиссия и Европарламент сейчас соревнуются за право объявить о самом большом сокращении выбросов CO2 в ближайшие десять лет. Вариант Европарламента – сокращение на 60% - перебил ставку Еврокомиссии – 55%. Обе эти цифры значительно превышают показатель в 40%, о котором было объявлено несколько лет назад и который Латвия вписала в свои нормативные акты, которые теперь обязательно придется переписывать.

Загадки "зеленой" математики

Числа, объявленные Брюсселем, получены абсурдным путем. В соответствии с "зеленой" догматикой, СО2, выделяемый при сжигании древесины – это не CO2, и он никак не влияет на глобальное потепление, борьба с которым названа основной целью всех этих мероприятий. По этой логике глобальное потепление можно остановить, если вырубить леса по всему миру и сжечь эту древесину в течение одного года, потому что это могло бы по крайней мере примерно покрыть глобальное энергопотребление. Проблема только в том, что, с одной стороны, в мире нет таких мощностей для вырубки и транспортировки древесины, а с другой стороны, многие печи и в особенности двигатели транспортных средств не приспособлены к потреблению энергии из древесины.

Заправка автомобиля сжатым природным газом - Sputnik Латвия
Налоговый прессинг и российский газ: латвийцев заставят покупать новые автомобили

Обогнать брюссельскую директиву по сокращению эмиссии СО2 обязалась Швеция в лице Греты Тунберг. Уже к 2030 году эта страна должна стать климатически нейтральной, чего в масштабе ЕС планируется достичь только к 2050 году. В Латвии тоже можно увидеть, как именно Швеция и Финляндия становятся климатически нейтральными: из Латвии и через Латвию везется древесина для сжигания в Швеции. Коллективная Грета Тунберг действительно надеется, что выделяемый в результате этого сжигания CO2 – это не CO2 и что климатическая нейтральность создаст над Швецией купол, который помешает попасть в страну СО2 и другим веществам, которые попадают в атмосферу из-за техники, используемой для вырубки лесов и перевозки древесины за тысячи километров.

Тем временем уровень жизни европейцев только растет, и для его обеспечения нужно все больше природных ресурсов, что наносит все больший вред экологии.

Отказ от учета СО2 от сжигания древесины в общих объемах эмиссии – один из многих примеров того, как "зеленые" называют большее потребление ресурсов меньшим. В итоге предпринимателям даже не нужно тайное соглашение, чтобы сократить качество товаров и время их эксплуатации, одновременно увеличив их цену, потому что это можно сделать в соответствии с "зелеными" директивами Еврокомиссии и Европарламента. А именно, надо производить одежду, бытовую технику, автомобили так, чтобы их производство или эксплуатация требовали меньше энергии, несмотря на то, что тогда вместо одной покупки могут понадобиться две или три, не рассчитывая ресурсы на утилизацию этих товаров. Так что потребление природных ресурсов только растет, и для его покрытия Европейский центральный банк исправно печатает миллионы евро.

Произвел автомобиль – уничтожь автомобиль

Одно из главных направлений, куда пойдут напечатанные деньги, – это замена транспортных средств два раза в ближайшие 10–15 лет. Сначала перейдут от двигателей на нефтепродуктах на двигатели на сжатом природном газе, а потом – на электромобили, по возможности не задавая вопросов, каким образом производится электричество, при использовании которого электромобили действительно не производят СО2 в процессе эксплуатации. Говорить о том, что будет через 15 лет, слишком рискованно, но сейчас актуален переход на газовые автомобили. Здесь нужно повторить высказывание министра окружающей среды Юриса Пуце, что "в нынешней терминологии автогазом называется и газ из нефтепродуктов, от которого плохих выбросов много и который из-за этого не достоин наименования газа и налоговых скидок". Так что сжиженные углеводородные газы, также используемые в автомобилях, – это не то же самое, что сжатый (компримированный) природный газ (CNG).

Правительство только-только завершило работу над пакетом законопроектов о бюджете на 2021 год, куда включено сокращение топливного акциза на сжатый природный газ до 2025 года. Сейчас в Латвии 150 машин на этом топливе – 81 легковой и 62 грузовых автомобиля, а также 7 автобусов. Отказавшись от ничтожной на данный момент суммы акцизных сборов, государство хочет, чтобы юридические и физические лица потратили сотни миллионов евро (скорее всего, взятых в кредит) на покупку автомобилей на сжатом газе, развитие их ремонтной базы, оборудование заправочных станций и так далее.

Заправка автомобиля сжатым газом - Sputnik Латвия
Газ сожмут и навяжут автомобилистам: кто заплатит за экологичность

Сама по себе эта хитрость довольно примитивная, но вместе с решениями руководства Евросоюза она годится для употребления. По-видимому, латвийские политики и чиновники твердо уверены, что отказ от уже подготовленного введения налога на регистрацию не совсем новых автомобилей – это лишь временное отступление, за которое они возьмут реванш не позже чем в следующем году.

Уже по крайней мере пять лет воспользоваться удачным моментом пытается поставщик газа Latvijas Gāze. На этой неделе прошла организованная им конференция "Транспорт и газ. Мифы. Реальность. Преимущества", которая, конечно, концентрировалась на преимуществах. Хотя природный газ – тоже ископаемое топливо, автомобили на сжатом газе дают на треть меньше выбросов СО2, чем бензиновые и дизельные двигатели.

"Зеленые" не упускают возможности отметить, что оставшиеся 2/3 далеки от нуля, чтобы предрекать сжатому газу долгое будущее, но как средство ликвидации автопарка на нефтепродуктах он полезен. Правда, заместитель госсекретаря министерства охраны среды и регионального развития Алда Озола поделилась прогнозами брюссельских экспертов, что в масштабе ЕС газ покроет только 3% от общего энергопотребления в транспорте. Директор департамента энергетического рынка и инфраструктуры министерства экономики Эдийс Шайцанс отметил, что сложно предвидеть будущее, и допустил, что у сжатого газа может наступить свой период расцвета с большей долей рынка и более длительным сроком.

Экономика и политика

Преимущества газовых автомобилей усмотрели руководители многих предприятий, где используется такой транспорт. Больше всего их в автопарке Latvijas Gāze и смежных предприятий, которые можно заподозрить в рекламировании сжатого газа.

Эти подозрения не распространяются на Екабпилсский автобусный парк, об опыте которого в последние 15 месяцев рассказал глава предприятия Янис Шкербицкис. Констатировано, что на 100 километров поездки по Екабпилсу требуется 40 литров дизеля за 42 евро или 27 кубических метров газа за 24 евро. Экономия на один автобус достигает 16 тысяч евро в год, так что за два года можно покрыть разницу в цене между дизельным автобусом и более дорогим газовым.

Автомобили - Sputnik Латвия
Сюрприз от Минсообщения: транспортный налог вырастет на 17%?

Neatkarīgā спросила председателя Latvijas Gāze Айгарса Калвитиса, переходит ли на транспорт на сжатом газе Россия. Другими словами, может ли такой переход быть обусловлен чисто хозяйственными соображениями без политических требований снизить эмиссию СО2? Не может ли быть так, что выгода автомобилей на сжатом газе в Латвии уже сейчас, до сокращения акцизов, быть обусловлена выполнением требований ЕС?

Конкретного ответа Калвитис не дал. С одной стороны, в России более двухсот заправок сжатого газа, но с другой стороны, ничего не слышно о попытках российских автопроизводителей сделать свой автомобиль на таком топливе. Использование российского природного газа в транспорте оказывается побочным эффектом переориентации автопромышленности Евросоюза. Так что каждый может думать то, что ему нравится. Те, кому не мила Россия, могут сказать, что она не может освоить производство более эффективных транспортных средств. Те, кому не мил Евросоюз, могут считать производство автомобилей на сжатом газе и электричестве придатком печатания денег, который сам по себе никакого экономического или экологического смысла не несет.

Лента новостей
0