Паром "Эстония" мог погибнуть из-за столкновения с подлодкой

© AP PhotoПаром "Эстония"
Паром Эстония - Sputnik Латвия
Подписаться
В годовщину гибели парома "Эстония" опубликованы кадры подводной съемки, которые могут рассказать о причине катастрофы

РИГА, 28 сен — Sputnik. Создатели документального фильма о крушении парома "Эстония" обнаружили новые данные о причинах гибели судна, сообщает Postimees.

Катастрофа парома "Эстония" является кораблекрушением с самым большим числом жертв в Балтийском море в мирное время. Паром затонул 28 сентября 1994 года, из 989 пассажиров, которые были на борту судна, погибли 852 человек - 501 гражданин Швеции и 285 граждан Эстонии. Всего на борту находились граждане 17 стран.

Свечи памяти зажгли в Таллине у монумента погибшим на пароме Эстония - Sputnik Латвия
Видео
Память погибших при крушении парома "Эстония" почтили в Таллине

Споры вокруг возможных версий произошедшего не утихают по сей день. Официальной причиной крушения парома называется плохая погода - ветер сорвал визор судна и связанную с ним рампу, в результате чего вода заполнила всю автомобильную палубу. Швеция, Эстония и Финляндия ратифицировали специальное соглашение, по которому нарушение покоя останков парома может повлечь наказание в виде штрафа или лишения свободы на срок до двух лет.

Пятисерийный документальный сериал "Эстония" – находка, которая изменит все" был снят продюсерской компанией по заказу норвежского телеканала Discovery. И именно команда сериала при погружении к остову парома обнаружила в его корпусе четырехметровую пробоину, которую ранее частично скрывало морское дно.

Находка выводит на передний план теорию о том, что к гибели "Эстонии" привело не только вышедшее из строя запорное устройство носового визора, но и дыра в корпусе, которая ускорила крушение. Ранее власти стран, которые принимали участие в расследовании катастрофы, это опровергали.

После обсуждения с экспертами причин возникновения пробоины, съемочная группа пришла к выводу, что взрыв такого повреждения в корпусе судна вызвать не мог. Капитан третьего ранга норвежского флота Франк Бёррсен, который принимает участие в операциях по разминированию и преподает в учебном заведении военного флота, а также изучал влияние взрывчатых веществ на суда, сказал съемочной группе, просмотрев сделанные у обломков "Эстонии" кадры, что взрыв там маловероятен.

Предметы с парома Эстония - Sputnik Латвия
Сегодня 23 года со дня гибели парома "Эстония"

Специалисты предположили, что речь идет о крупном объекте, который врезался в корпус "Эстонии", пробил его и повредил металлические конструкционные прокладки внутри судна.

По расчетам профессора морских технологий Норвежского университета техники и естествознания Йоргена Амдахла, "Эстония" получила удар силой, имеющей массу 500-600 тонн. Причиной такой пробоины могло стать, например, весящее 1000 тонн рыболовецкое судно, которые двигалось со скоростью в четыре узла, или 5000-тонное судно при скорости в 1,9 узла. Поскольку судов таких размеров в ночь на 28 сентября 1994 года видно не было, то, по оценке профессора, единственно возможным судном, с которым "Эстония" могла столкнуться, была подводная лодка.

Пережившие трагедию вспоминают, что перед затоплением "Эстонии" они почувствовали, будто судно с чем-то столкнулось.

Бывший глава комиссии по расследованию гибели пассажирского парома "Эстония" Маргус Курм считает, что паром мог столкнуться со шведской подводной лодкой. По его словам, после крушения парома шведские власти засыпали его гравием, который скрыл поврежденный борт.

Согласно совместному заявлению глав МИД Эстонии, Финляндии и Швеции, если станет известна важная новая информация о гибели парома "Эстония", о которой ранее не сообщалось, три страны оценят ее вместе.

"Эстония, Финляндия и Швеция договорились, что проверка новой информации, представленной в документальном фильме, будет проходить в полном соответствии с заключенным в 1995 году соглашением Эстонской Республики, Финляндской Республики и Королевства Швеция о пароме "Эстония". Главная цель этого соглашения — защищать паром "Эстония" в качестве последнего пристанища жертв катастрофы от любой нарушающей покой деятельности. Наши страны тесно сотрудничают по этому вопросу, руководящим этим процессом флагманом является Эстония", - говорится в совместном заявлении глав МИД.

Они подчеркнули, что опираются на выводы заключительного отчета Совместной комиссии Эстонии, Финляндии и Швеции по расследованию гибели парома "Эстония" 1997 года.

Премьер-министр Эстонии Юри Ратас на своей странице в Facebook сообщил, что обсуждал снятые возле парома документальные материалы до того, как они были выложены на стриминговый сервис телеканала, и пообещал найти ответы на вопросы, которые могут возникнуть в связи с новыми данными.

Лента новостей
0