В этом году в Латвии установят исторический рекорд по объемам дорожного строительства

© Sputnik / Sergey MelkonovРемонтные работы на Брасовском мосту в Риге
Ремонтные работы на Брасовском мосту в Риге - Sputnik Латвия
Подписаться
Благодаря "коронавирусным" миллионам от Евросоюза этот год станет лучшим для дорожно-строительной отрасли Латвии; какие побочные эффекты имеет этот всплеск и почему будущее не столь радужно

РИГА, 4 сен — Sputnik. В этом году дорожным строителям внезапно добавили 75 миллионов евро, и за счет этих и других средств они починят больше дорог, чем было за год построено и починено за всю историю Латвии, сообщает Neatkarīgā

В начале сезона строительства дорог, 16 апреля, государственный заказчик таких работ Latvijas Valsts ceļi сообщил, что в этом году на дороги из бюджета выделят 213,2 миллиона евро плюс 37,3 миллиона евро из еврофондов. Общая сумма составила 250,5 миллиона евро и должна была покрыть и поддержание, и капитальный ремонт. По сравнению с 2019 годом бюджет номинально вырос на 1,2 миллиона евро, что вызвало опасения, что с учетом инфляции он даже сократился. Но были запланированы работы на более чем 100 объектов, из них 95 объектов должен был финансировать бюджет, а еще шесть — Евросоюз с благословения Латвии. Еще несколько лет назад соотношение между числом финансируемых Латвией и финансируемых ЕС объектов было совершенно другим, но к последнему году периода планирования 2014—2020 года Латвия почти полностью исчерпала свою квоту.

Деньги из воздуха

Спустя несколько недель ситуация значительно изменилась: 28 апреля правительство решило выделить на дорожное строительство дополнительно 75 миллионов евро, появившихся практически из воздуха, по которому, собственно, и распространяется новая коронавирусная инфекция. Чтобы препятствовать ее распространению, потоки людей ограничили, но чтобы компенсировать экономические последствия, Евросоюз задействовал денежные потоки, которые вирусы не переносят. Но главное, что эти 75 миллионов пойдут в капитальный ремонт дорог, то есть их эффект будет проявляться еще десятки лет.

Укладка асфальта - Sputnik Латвия
Коврик для показухи и заработка частников: сколько на самом деле стоит Кекавская окружная

Тогда же открылось еще одно последствие COVID-19: инфляции в дорожном строительстве превратилась в дефляцию.

"Закупочные цены сократились в среднем на 20%", — рассказывал в конце апреля председатель правления Latvijas Valsts ceļi Янис Ланге.

Так что за те же деньги стало возможным произвести больше работ. Вместо опасений, доживут ли дорожно-строительные фирмы до того момента, когда Латвия, возможно, получит финансирование следующего периода планирования ЕС и деньги по проекту Rail Baltic, сменились опасениями, что у отрасли просто не хватит мощностей, чтобы освоить все финансирование. Что касается бюджетных средств, здесь государство может маневрировать, но 75 миллионов евро "имени" COVID-19 нужно обязательно освоить до 31 декабря.

В результате год краха отрасли превратился в год ее процветания.

"Нынешний 2020 год будет лучшим для латвийской дорожно-строительной отрасли как с финансовой, так и с технической точки зрения", - заверил Ланге.

Погодные условия позволяют продолжать дорожные работы, так что сейчас невозможно точно сказать, сколько всего объектов будет отремонтировано. Уже понятно, что вместо 100 их будет около 200.

Объекты и расходы

Конец лета совпал с окончанием длительных работ на двух объектах, которые уже полвека служат витриной латвийских дорог и всей страны. Латвийская Республика унаследовала их от Латвийской СССР, западной окраины СССР, в которой по крайней мере некоторые шоссе и транспортные узлы старались сделать так, чтобы они и в жизни, и в советских фильмах выглядели как на Западе.

В современной Латвии они максимально износились, но в последний момент их спасли от разрушения, отремонтировали и модернизировали, оформив в стиле 21-го века. В среду, 2 сентября, должностные лица во главе с министром сообщения Талисом Линкайтсом открыли отремонтированное Юрмальское шоссе, а 26 августа прошло похожее событие на транспортном узле Видземского шоссе возле бывшего ресторана Sēnīte.

Работы на Юрмальском шоссе от границы Риги до Юрмальского пункта пропуска (от 13,4 до 19,2 километра) были начаты в июле прошлого года, прерваны на зимний сезон, возобновлены в этом году 26 июня и закончены спустя чуть более чем два месяца. Старый рециклированный асфальт лег в основание дороги, а на него положили еще три слоя нового асфальта. Также обновили съезды на двухуровневом транспортном узле Саласпилс — Бабите на Рижской окружной автодороге. Работы проводило объединение дорожно-строительных фирм A.C.B. и Binders за 22,97 миллиона евро, включая НДС.

Юрмальское шоссе на участке Карла Ульманя гатве проходит по границе района Плескодале - Sputnik Латвия
В Латвии появилась первая дорога с разрешенной скоростью в 110 километров в час

Один из побочных эффектов добрых дел государства заключается в том, что теперь наглядно видно, в каком плохом состоянии находится участок той же трассы от границы Риги до совсем недавно отремонтированного Островного моста. Этот участок не короче того, который починили, не уже, и его также непросто привести в порядок, потому что на нем много пересечений с другими улицами. Так что новому руководству Рижской думы придется думать и спорить, когда и как город обеспечит достойный вид и транспортную безопасность дороге в аэропорт и Юрмалу.

Похожий график, как на Юрмальском шоссе, был на Видземском шоссе во время ремонта участка от Гаркалне до Sēnīte длиной неполных 15 километров (от 25,5 до 39,4 километра). В этом году работы возобновили 24 марта и завершили за пять месяцев. Производил их уже известный тандем из A.C.B. и Binders за 46,6 миллиона евро. На этом участке две проезжие части разделены зеленой зоной, каждая из них шириной с обычное шоссе, а завершаются они двухуровневым пересечением неподалеку от Sēnīte. И тут, и в других местах на этом участке отремонтированы путепроводы, туннели для пешеходов, водопроводы, освещение, светофоры и другие элементы, необходимые для транспорта и его безопасности.

Деньги есть, ясности нет

Негативный побочный эффект от денег из воздуха — дополнительная нестабильность и неопределенность по поводу объемов госзаказа на следующий строительный сезон.

"Буквально сегодня утром мы говорили с премьером о бюджете следующего года, и он не смог ничего пообещать", — заявил Талис Линкайтс 2 сентября.

В Брюсселе собираются распределять еще один триллион напечатанных из-за коронавируса евро, но еще неясно, как именно их будут распределять между государствами и отраслями. Если деньги пойдут в транспортную сферу, не факт, что их выделят на дорожное строительство.

Ямы и рытвины на разбитом дорожном покрытии - Sputnik Латвия
Латвия на дороги тратит, а не инвестирует: как миллионы превращаются в пыль

Линкайтс признал, что большие счета государству уже выставила отрасль авиасообщения во главе с airBaltic. За ней следует рижский аэропорт, управление авиасообщения Latvijas gaisa satiksme и учреждения надзора за гражданской авиацией. Пока число полетов было большим и росло, эти предприятия могли полностью или частично жить за счет собственных средств, но теперь их содержание должен взять на себя госбюджет.

Линкайтс не понимает, почему предпринимателям сложно поддерживать работу своих компаний в условиях, когда государству легче предоставить отрасли деньги, а не стабильность. А Ланге напоминает, как совсем недавно, еще в марте дорожно-строительные фирмы спрашивали, сколько еще людей им увольнять в соответствии с объемом госзаказа, на который тогда можно было рассчитывать. Вскоре после этого оказалось, что им нужно, наоборот, нанимать людей, потерявших работу в других отраслях. А если о следующих годах что-то и можно сказать наверняка, так это то, что подобных крутых поворотов не избежать и впредь.

Лента новостей
0