Урожая еще нет, но латвийские порты уже начали борьбу за российское зерно

Подписаться
Латвийские порты ведут борьбу за грузы и финансирование проектов и ждут, что будет происходить на железной дороге, которая оказалась в кризисе и может изменить тарифы

РИГА, 28 мая — Sputnik. Конкуренция латвийских портов за грузы обострилась в условиях сокращения транзита из России. Лиепайский порт, который традиционно переваливает зерно, опасается активизации стивидоров Рижского порта, потерявшего значительный объем транзита угля, и ищет, чем его восполнить, передает LSM.

Падение грузооборота Лиепайского порта в начале этого года было не таким большим, как в Риге и Вентспилсе. Рижский порт сократил перевалку на 25,2%, Вентспилсский – на 41%, Лиепайский – на 22,7%.

Рижский свободный порт - Sputnik Латвия
Грузооборот латвийских портов продолжает падать, российские порты на Балтике растут

"По результатам первых четырех месяцев мы видим небольшое падение. Оно объясняется снижением перевалки антрацита, который тоже является частью нашего грузопотока", — пояснил заместитель управляющего Лиепайской СЭЗ Улдис Хмиелевскис. Он отметил, что есть и растущие категории: например, наливных грузов стало больше на 33,5%. Порт работает и над привлечением новых грузов, развивается бывшая территория завода Liepājas metalurgs, построены новые портовые складские мощности, там начинается накопление древесины, которая осенью пойдет в Скандинавию. Также на этой территории подготовлены склады для сыпучих грузов — зерно и зернопродукты составляют значительную долю в структуре перевалки в Лиепайском порту.

Крупнейший в порту стивидор — компания Liepaja Bulk Terminal — в основном и занимается перевалкой как раз зерна и зерновых. За январь — апрель она обработала 672,7 тысячи тонн. Спад по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — 4,8%.

По словам члена правления Liepaja Bulk Terminal Юрия Матвеева, на результаты работы терминала в небольшой степени повлияло введение Россией квоты на экспорт зерна в связи с ростом спроса на внутреннем рынке. Квоту выбрали, но с 1 июля экспорт возобновится, пояснил он.

Лиепая надеется сохранить перевалку российского зерна в условиях обострившейся конкуренции с другими портами — здесь налажена хорошая работы с этим видом грузов.

Перевалка угля в Рижском порту - Sputnik Латвия
Латвийской железной дороге и портам придется несладко: министр ставит на авиацию

"Да, для нас более интересны транзитные грузы из России, так как в Латвии у нас очень большая конкуренция. В частности, с Ригой. Рижский порт на сегодняшний день теряет больше грузов в процентном отношении, естественно, что активность его стивидоров в зерновом бизнесе будет наиболее высокой, чтобы привлекать в порт хоть какие-то потоки. В Риге зерном занимается с десяток терминалов, у нас в Лиепае — только три. У Риги больше возможностей, она географически ближе к любой точке (поставки), и эти 200 километров до Лиепаи отражаются и на цене. Конечно, нам непросто удержать свои позиции", — сказал Матвеев.

Он отметил, что в этой работе много нюансов. Например, в Лиепаю зерновые отправляют не только фурами из близлежащих краев Курземе, но и по железной дороге из Латгалии. Есть компании и трейдеры, которые развили свою сеть, у них большие склады, где они могут накапливать грузы, а потом вывозить вагонами. "Этот вопрос очень многогранен — по возможностям приемки зерна, сортировки его по качеству, накоплению, заполнению нескольких судов одновременно. Все эти факторы позволяют на каком-то этапе выигрывать у той же Риги, хотя она и ближе", — заметил Матвеев.

Еще одной важной составляющей является политика Латвийской железной дороги и ее тарифы. Перевозка грузов сильно сократилась еще в прошлом году, из-за чего LDz пересматривает инвестиции и сокращает штат.

"Железная дорога в кризисе. Ее политика сейчас, наверное, будет непредсказуемой. Или предсказуемой, но в том смысле, что ничего хорошего ждать не приходится (…) Поднятие тарифов либо изменение условий. В каких это будет пределах, как и когда — мы не знаем", — сказал Матвеев.

Конкуренция за финансирование

Латвийские порты оказались конкурентами не только в борьбе за грузы, но и за финансирование. Кризис, вызванный COVID-19, заставил правительство перераспределять финансирование структурных фондов Евросоюза и Фонда выравнивания. Всего на ликвидацию последствий, вызванных пандемией, перераспределят около 500 миллионов евро. Из них на проекты Рижского и Лиепайского портов могут направить 45,29 миллиона евро.

Лиепайский порт может получить из этих 45 миллионов 14,025 миллиона евро на дальнейшее углублении фарватеров и улучшение безопасности судоходства в канале Каросты.

"Недавно завершилось углубление акватории порта до 14 метров. Соответственно, можем принимать суда с большей осадкой, что дает возможность загружать те же зерновые прямо на территории порта, не применяя дозагрузку в открытом море. Дальнейшее углубление позволит существенно расширить возможности маневрирования крупнотоннажных судов. Важно и улучшение навигации в канале Каросты, где успешно развиваются терминалы многих компаний", — пояснил Улдис Хмиелевскис.

Вентспилсский порт финансирования не получил, что вызвало возмущение мэра города Айварса Лембергса. По его мнению, то, что порт оставили без финансирования, — следствие изменения формы управления, теперь в правлении нет представителей самоуправления.

Лента новостей
0