Папа, мама и я - партийная семья: о семейственности в латвийской политике

Подписаться
Насколько далеко яблоко падает от яблони, когда речь идет о политике и государственном управлении в Латвии? Работает ли правило преемственности? Сколько "родной крови" в Сейме и в Рижской думе?

РИГА, 5 мар — Sputnik. Тема отцов и детей существует и в большой политике, и даже в контексте внеочередных выборов в Рижскую думу, пишет газета "Сегодня".

По ту сторону баррикад

Во вторник вечером те, кто активно пользуется соцсетями, смогли прочитать крик души очень политического деятеля.

Открытие аллеи имени Валентина Пикуля в Болдерае  - Sputnik Латвия
Политика нанесла удар по семье: депутат Рижской думы вышел из "Согласия"

"Линия политической войны развела по разные стороны баррикад меня и моего отца", - так депутат Сейма Регина Лочмеле-Лунева отреагировала на решение ее отца, тоже многолетнего политика Яниса Лочмелиса, покинуть "Согласие" и вступить в ряды "Честь служить Риге" (ЧСР). Таким образом, Регина осталась в "Согласии", а ее отец будет баллотироваться на внеочередных выборах в столичное самоуправление от ЧСР.

Вообще "родная кровь" в латвийской политике — это далеко не редкость. Причем бывают случаи, когда отцы и дети, а также жены и мужья одновременно работают не только в одной партии, но и в одном созыве парламента или самоуправления.

Кстати, полтора года — с июня 2017-го по октябрь 2018-го, то есть до избрания в Сейм — Регина Лочмеле-Лунева была депутатом РД вместе со своим отцом Янисом Лочмелисом, который активно работал в самоуправлении последние 11 лет, то есть до момента роспуска думы нынешнего созыва.

Яблоко от яблони

До роспуска столичного самоуправления 25 февраля сего года в думе трудились отец и сын Каменецкие — Михаил и Андрей. Незадолго до разгона столичного муниципалитета Андрей политически воссоединился с отцом, перейдя из ЧСР в "Согласие".

В Рижской думе (РД) периода 2013—2017 годов трудились отец и сын Америксы — Андрис и Агрис. В одной фракции — ЧСР.

Открытие аллеи имени Валентина Пикуля в Болдерае  - Sputnik Латвия
Янис Лочмелис не поддержит вторую попытку "Согласия" отставить Бурова

Иногда отцам в политике везет больше, чем их детям. Так, ветеран Рижского самоуправления Иван Иванов с небольшими перерывами избирался в столичную думу начиная с 1992 года, тогда как его сын Владимир так и не смог стать депутатом, хотя у него было две попытки сделать это.

Свой след в политике оставила и семья Винькелис. Юрис Винькелис был депутатом РД в 2009—2013 годах. Его родной брат Петерис тоже недолгое время был столичным депутатом думы созыва 2013—2017 годов. Супруга же Юриса Винькелиса Илзе была депутатом Сейма нескольких созывов, а в нынешнем правительстве является министром здоровья.

Отметим, что Юрис, Петерис и Илзе сейчас находятся в одной политической силе — объединении "Для развития/За!". Туда же перешел и отец Илзе, ветеран латвийской политики Юрис Видиньш, который был депутатом нескольких созывов Сейма от ТБ-ДННЛ.

Другой министр нынешнего правительства, глава Минюста Янис Борданс, тоже не забывает о необходимости вовлекать в политику "родную кровь". Его сын Томс, который, кстати, пошел по стопам отца и получил юридическое образование, уже вступил в ряды отцовской Новой консервативной партии (НКП) и попробовал свои силы (правда, неудачно) на выборах в Европарламент.

Примечательно, что нынешний кандидат в мэры от "Для развития/За!" Мартиньш Стакис является сыном теперь уже бывшего политика Дагнии Стаке (Союз зеленых и крестьян), которая в свое время руководила министерством благосостояния.

Наши читатели наверняка помнят и про еще одну семью — братьев Клементьевых ("Согласие"), где Иван Клементьев является многолетним депутатом парламента, а Ефимий был столичным думцем на протяжении последних почти 11 лет.

Премьер Кришьянис Кариньш на акции протеста Латвийского профсоюза работников образования и науки - Sputnik Латвия
Цепь удач Кришьяниса Кариньша

Два брата Гиргенса ворвались в большую политику буквально чуть более года назад — Каспарс стал депутатом Сейма, а его брат Сандис возглавил МВД. Оба, как известно, представляют партию KPV LV.

Легендарный Альфред Рубикс может похвастаться своими детьми — Артуром и Раймондсом, которые оба были депутатами Сейма прошлого созыва. А Артурс Рубикс был избран и в нынешний парламент. Еще один сын не менее известного политика Сергея Долгополова — Дмитрий Долгополов — тоже решил пойти в активную политику и пополнил ряды предвыборного списка ЧСР.

Свой вклад в укрепление родственных связей в политике внесли и националисты. Так, в Сейме как прошлого, так и нынешнего созыва работают Инара Мурниеце и Ритварс Янсонс (оба - TB - Visu Latvijai!). Правда, еще в прошлом парламенте супруги развелись, так что официально спикера парламента Мурниеце и депутата Янсонса теперь связывает только общий ребенок.

Конфликта интересов не замечено

Отметим, что наличие родственников в избираемых органах власти (парламент, самоуправления, Европарламент) не нарушает закон о предотвращении конфликта интересов. А вот если близкая родня трудится в исполнительной власти, то тогда закон запрещает им находиться в прямом подчинении, то есть условно сын не должен находиться в прямом подчинении у отца, а, например, жена не должна "командовать" по работе мужем.

Влюбленные - Sputnik Латвия
Министр обороны Латвии отрицает любовную связь с коллегой

Иными словами, недопустима ситуация, когда, например, муж является госсекретарем, а его жена заместителем госсекретаря в том же министерстве или директором департамента в том же министерстве. Пока, впрочем, подобного прецедента в Латвии и не было.

В Сейме прошлого созыва даже велись дискуссии о том, а не стоит ли обязать государственных должностных лиц сообщать в декларации о доходах и о своих гражданских женах и мужьях. Однако в итоге подобное предложение отклонили, видимо, посчитав, что если в маленькой Латвии указывать еще и всех любовников и любовниц, то вся политика и госуправление будет напоминать маленькое семейное предприятие.

Лента новостей
0