Если наступит час икс: в Латвии боятся, что Беларусь и Россия помешают LDz возить танки

© Sputnik / Sergey MelkonovЛатвийская железная дорога. Дизель-поезд
Латвийская железная дорога. Дизель-поезд - Sputnik Латвия
Подписаться
Железная дорога имеет стратегическое значение, потому что может использоваться для перемещения бронетехники; при этом многие программы и системы, обеспечивающие работу LDz, до сих пор поддерживают российские и белорусские производители

РИГА, 2 мар — Sputnik. Поставщиком ряда автоматизированных систем управления и связи, обеспечивающих работу Latvijas dzelzceļš, является белорусское предприятие "Агат", одним из крупнейших заказчиков которого также являются вооруженные силы Беларуси, сообщила программа Nekā personīga на телеканале TV3. В передаче высказываются опасения – не в ущерб ли это национальной безопасности Латвии. Попутно выяснилось, что и российские системы, возможно, используются на LDZ - и якобы это одна из причин, по которой компании не участвует в Rail Baltica.

Инфраструктура железных дорог имеет стратегическое значение, потому что может использоваться для перемещения военной техники. При этом многие программы и системы, обеспечивающие работу железных дорог, устарели, а часть - до сих пор поддерживают российские и белорусские производители.

Сборка трамвая модели 71-911Е Сити Стар для Даугавпилса - Sputnik Латвия
Тверским трамваям дали зеленый свет: Даугавпилс "отбился" от претензий СГБ

Так, белорусское предприятие "Агат" выиграло конкурс, объявленный Латвийской железной дорогой в начале этого года, закупка была обозначена как "реализация запросов по изменению программного обеспечения автоматического управления станций". Возглавляет компанию Геннадий Казаков, который с 2005 по 2018 год был начальником связи вооруженных сил — начальником управления связи Генерального штаба Вооруженных сил Беларуси.

Представители Latvijas dzelzceļš пояснили, что система используется с 2001 года. Она обеспечивает организацию работы грузовых станций, в том числе некоторые действия с грузовыми вагонами. Непрерывная работа всех программ жизненно необходима, и сбой серьезно повлияет на работу станций. Отлаживать программное обеспечение имеет право только эта белорусская компания.

Именно этот факт, а также то, что к управлению стратегическим объектом допущена компания, выполняющая основную часть заказов для белорусской армии, вызвало подозрение журналистов телеканала. По неофициальной информации Nekā personīga, Latvijas dzelzceļš использует и некоторые российские системы — и это одна из причин, по которой компания не участвует в проекте Rail Balticа, боясь утечки информации.

За комментариями журналисты обратились в Минсообщения, Минобороны, МВД, а также к CERT.LV.

Министр обороны Артис Пабрикс ("Для развития/За!") заявил, что использование белорусских систем и программ не означает, что "этот вопрос автоматически нужно оценивать негативно".

"Но в любом случае все такие дела, связанные со стратегической инфраструктурой Латвии, нужно было бы, конечно, хотя бы частично, но все же оценить - в том числе с точки зрения аспекта безопасности, потому что мы знаем, что киберугрозы - растущая тенденция в каждой отрасли, в каждой сфере. Так что, я думаю, что этот вопрос нужно рассмотреть под лупой, но это не значит автоматически, что это что-то плохое или представляющее угрозу. Потому что, учитывая устройство белорусского государства, во многих местах на ответственных постах там сидит военный персонал, где в Латвии его, возможно, и не было бы", - сказал Пабрикс.

Глава МВД Сандис Гиргенс (KPV LV) заявил, что передаст информацию об использование белорусского обеспечения на LDz в Службу госбезопасности, поскольку такая ситуация неприемлема, и оценивать ее иначе как халатность нельзя.

Вагон поезда на железнодорожном вокзале Вильнюса - Sputnik Латвия
Экс-премьер Литвы объяснил установку на локомотивы российских систем

Глава комиссии Сейма по национальной безопасности и бывший премьер Марис Кучинскис (СЗК) отметил, что у Латвии хорошие отношения с Беларусью. Но с учетом того, что военные структуры страны плотно связаны с российскими и у них проходят совместные учения, этот вопрос должны исследовать компетентные органы.

"Но если час икс наступит, а у нас обеспечивает связь предприятие из России и Беларуси - вопрос, что это значит? Это означает дополнительный риск, вот и все, что это означает. Дополнительный риск и его оценка могут иметь слишком высокую цену, именно поэтому нужно быть еще более внимательными", - сказал он.

Глава Минсообщения Талис Линкайтс (Новая консервативная партия) оказался не в курсе закупки, но заявил, что Латвийская железная дорога должна меняться, и выразил надежду, что в будущем на предприятии появится современное оборудование. По его словам, на предприятии длительное время не инвестировали средства в модернизацию, и там, например, до сих пор работают 400 факсов, с помощью которых пересылают сообщения между станциями.

Представители центра CERT.LV, который относится к Минобороны Латвии, считают, что Latvijas dzelzceļš должна использовать "технологии и оборудование, созданные в государствах - членах Европейского союза, НАТО или Европейского экономического пространства".

Лента новостей
0