Рижский порт - Sputnik Латвия
Транзит
Транзит грузов по латвийской железной дороге и через ее порты сокращается на протяжении уже нескольких лет. В значительной степени это обусловлено решением России переориентировать экспортные поставки на отечественные порты на Балтике.

"Латвия безумно лишила себя транзита": в РФ оценили высказывания Левитса о роли "моста"

© Sputnik / Sergey MelkonovЭгилс Левитс
Эгилс Левитс - Sputnik Латвия
Подписаться
В политическом плане Латвия никогда не была посредником между Россией и ЕС, а выполняла роль транзитного узла в поставке грузов из России - эту отрасль она своими руками и добивает, заявил Николай Межевич

РИГА, 27 фев — Sputnik. Представление, что Латвия является мостом между Востоком и Западом, больше не актуально, заявил президент страны Эгилс Левитс. По мнению аналитиков, подобные высказывания рассчитаны на страны Запада, которые фактически дотируют Латвию. При этом, как подчеркивают эксперты, в политическом плане Латвия никогда не была посредником между Россией и Европой, передает RT.

На встрече с Германо-Балтийской торговой палатой президент Латвии Эгилс Левитс заявил, что "сегодня из-за прямой коммуникации функции моста больше не нужны", но важно, что Латвия считает себя частью Запада.

Михаил Швыдкой - Sputnik Латвия
Швыдкой ответил Ринкевичсу: России не нужен мост между ней и Западом

Левитс подчеркнул, что Латвия является активным членом Евросоюза и участвует в обсуждении всех вопросов. "Мы думаем о специфической ситуации в Латвии, чтобы эти совместные решения пошли на пользу Латвии, но мы также считаем, что эти совместные решения в ЕС пойдут на пользу всему ЕС", – подчеркнул президент. По его мнению, это правильный подход, хотя для небольшой страны его труднее реализовать, чем для большой страны. "Именно поэтому наша внешняя политика, а также наша европейская политика основаны на многосторонности", – сказал латвийский президент.

Левитс выступил с заявлением об интеграции в ЕС всего через несколько дней после того, как страны - члены сообщества не смогли договориться о принятии бюджета на 2021—2027 годы. В ходе обсуждения поднимался в том числе вопрос о сокращении субсидий странам Балтии.

По мнению экспертов, слова Левитса как раз направлены на то, чтобы получить дополнительное финансирование от западных партнеров.

"Это все говорится для того, чтобы выпросить деньги. Сейчас формируется бюджет на 2021—2027 годы, и всем прибалтам урезают дотации. Теперь они ищут какое-то объяснение того, зачем Европа должна их финансировать", — заявил старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко.

Он также отметил, что концепцию о связующем звене между Востоком и Западом формировали сами прибалтийские страны, которые убеждали ЕС, что лучше всех знают Россию, поскольку были в составе СССР.

"Но при этом не стоит забывать, что такой мост нужен, когда между сторонами нет прямого контакта. Однако уже в 1997 году были заключены договоры между Россией и ЕС и между Россией и НАТО. В этих документах оговаривался весь механизм контактов", - добавил эксперт.

По словам Оленченко, "Москва никогда не нуждалась в посреднике в лице Латвии" и никто не назначал Ригу на эту роль.

Политолог Александр Асафов - Sputnik Латвия
Политолог оценил шансы на потепление между Латвией и РФ при новом президенте

"У нас есть представительство при ЕС, в котором работают более 100 человек. В Москве находятся посол ЕС и около 80 человек из европейской дипломатии. Зачем нужна Латвия? Может, 20 лет назад это и было актуально, но не сейчас", — считает эксперт.

Он отметил, что позже к идее моста между РФ и Европой вернулся прибалтийский бизнес, который таким образом хотел подтолкнуть власти своих стран к тому, чтобы восстановить нормальные отношения с Россией.

В свою очередь, президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич отметил, что Латвия никогда не была посредником в отношениях между Россией и ЕС в политическом плане, а выполняла роль транзитного узла в поставке грузов и энергоносителей из России.

"Спустя годы Латвия сделала многое для ухудшения условий работы потенциальных экспортеров из России и Беларуси. Начало 2020 года показало, что железная дорога не нужна, порты не нужны и транзит Латвии уже не предлагают", - отметил он.

По его мнению, заявление Левитса нужно читать наоборот: "сначала Латвия своей безумной политикой лишила себя транзита, повесила себе на обременение железную дорогу, с которой теперь не знает, что делать, а сейчас задним числом говорит, что ей не нужна роль связного между ЕС и Россией".

Лента новостей
0