Рижский порт - Sputnik Латвия
Транзит
Транзит грузов по латвийской железной дороге и через ее порты сокращается на протяжении уже нескольких лет. В значительной степени это обусловлено решением России переориентировать экспортные поставки на отечественные порты на Балтике.

Приклеил марку - заработал: закроют ли Прибалтике "алкогольную" лазейку в законе РФ

© Sputnik / Илья Питалев / Перейти в фотобанкАкцизные марки
Акцизные марки - Sputnik Латвия
Подписаться
Рост грузооборота российских портов на Балтике в 2020 году прогнозируется на уровне 4-5%; определенные возможности эксперты связывают и с продолжающейся тенденцией перенаправления в Россию грузопотоков, идущих сейчас через порты Прибалтики

РИГА, 26 фев — Sputnik. Порядка трети грузопотока пяти крупнейших портов Прибалтики – это российский транзит. Это примерно 36 миллионов тонн грузов, часть из которых может быть переведена в российские порты. Какие это грузы, почему они переваливаются в Прибалтике и какие условия нужны для их переориентации на отечественные порты, разбирался РБК.

Сейчас через порты Латвии, Литвы и Эстонии в большей степени идет российский экспорт, нежели импорт. В основном через порты Риги, Вентспилса, Таллина и Клайпеды, а также терминал Бутинге поставляют за рубеж уголь, минеральные удобрения, руду и зерно. Импорт в Россию через эти порты оставляет порядка 10%, главным образом это насыпные грузы и различные товары в контейнерах.

Преимущества российских портов

Эксперты указывают на ряд преимуществ российских портов на Балтике, благодаря которым они могут нарастить грузооборот.

Перевалка угля в Рижском порту - Sputnik Латвия
Российский уголь ушел на российскую Балтику

Например, время обработки грузов в портах Санкт-Петербурга и Ленинградской области сопоставимо или меньше, чем в портах Прибалтики, в том числе за счет того, что российские порты обладают более современным оснащением. Также, по информации Гильдии участников ВЭД "Гермес", стоимость перевалки одного контейнера в порту Санкт–Петербург на 30–40 тысяч рублей меньше, чем в портах Риги или Таллина.

Кроме того, для многих грузовладельцев транспортное плечо при перевалке грузов в российских портах короче, чем если везти грузы на экспорт через Прибалтику.

Немаловажным фактором является и то, что значительная часть портовых терминалов принадлежит компаниям-грузовладельцам, что оказывает существенное влияние на стоимость перевалки, которая в конечном итоге может выходить на уровень себестоимости за счет включения ее в конечную стоимость груза.

Препятствия, которые нужно устранить

Переносу грузов из прибалтийских портов в российские препятствует ряд факторов.

В частности, по сравнению с прибалтийскими стивидорами российские компании выставляют более высокие цены на услуги длительного хранения и обработки грузов, некоторые виды услуг в РФ не оказывают вообще, заявил член Гильдии НП "ГПУ ВЭД "ГЕРМЕС" Александр Занин. Кроме того, в РФ более высокие ставки страхования при временном хранении грузов, потому что доверие страховых компаний к российским портам меньше, чем к прибалтийским, европейским по статусу, добавил глава Аналитического бюро "Дорн" Андрей Карпов.

Контейнерный терминал в Рижском порту - Sputnik Латвия
Уголь забрали, пора браться за контейнеры: в РФ заметили рост в портах Прибалтики

Среди других проблем - недостаточная пропускная способность железнодорожной инфраструктуры, недостаточный уровень электронного документооборота; медленное документарное, таможенное оформление грузов; отсутствие единого окна для грузоотправителя; отсутствие налаженного взаимодействия с конечным грузополучателем, заявила вице-президент ПАО "Банк "Санкт-Петербург", директор департамента отрасли промышленности, АПК и транспорта Ольга Александрова.

Есть и законодательные ограничения, например импортеры обязаны ввозить товары с уже наклеенными акцизными марками – и не каждый иностранный производитель готов обзаводиться отдельным участком и оборудованием для этого.

"Для крепкого алкоголя это делается, а для вина нет. По этой причине 30 миллионов бутылок алкоголя ежемесячно импортируются через порты Прибалтики, где налажено наклеивание российских акцизных марок. Пока эта законодательная норма сохраняется, перенаправить соответствующие грузы совершенно невозможно", - заявил член правления Гильдии НП "ГПУ ВЭД "ГЕРМЕС", заместитель генерального директора ООО "Восход" Юрий Ковалев.

Лента новостей
0