Депутат: Абрама помогала распускать Рижскую думу, а теперь хочет на выборы

© Sputnik / Андрей ТатарчукПредседатель латвийского Совета по конкуренции Скайдрите Абрама и заместитель директора Комиссии по регулированию общественных услуг Андрейс Домбровскис
Председатель латвийского Совета по конкуренции Скайдрите Абрама и заместитель директора Комиссии по регулированию общественных услуг Андрейс Домбровскис - Sputnik Латвия
Подписаться
Председатель Совета по конкуренции Скайдрите Абрама, без которой не сложилась бы история с мусорным кризисом, ставшая основанием для законопроекта о роспуске Рижской думы, сама теперь хочет баллотироваться в самоуправление, заявил Вячеслав Степаненко

РИГА, 29 янв — Sputnik. Председатель фракции "Честь служить Риге" в Рижской думе Вячеслав Степаненко в интервью Press.lv объяснил причины возникновения мусорного кризиса в Риге. Судя по сказанному, обвинения в адрес думы, положенные в основу закона "О роспуске Рижской думы", не содержат не только юридического, но и фактического обоснования.

По словам Степаненко, впервые об идее распустить законно избранную Рижскую думу коалиционные партии задумались еще в декабре 2018 года, когда министерством охраны среды и регионального развития заведовал Каспарс Герхардс, но проект роспуска не выдержал даже проверки в Госканцелярии.

Месть оппозиционеров

Затем к власти в правительстве пришли депутаты, многие из которых, в том числе и нынешний министр охраны среды Юрис Пуце, до этого более года находились в оппозиции в Рижской думе. "Видимо, у них за это время сформировался некий комплекс. Его они и попытались реализовать после выборов в Сейм, получив рычаги влияния на уровне правительства", - сказал Степаненко.

Рижская дума - Sputnik Латвия
Рижская дума не может принять бюджет: все ушли на фронт

Первое, что попытался сделать министр Юрис Пуце, – раздуть скандал с мусором, и у него это получилось.

До середины 2019 года никто не проявлял недовольства проектом Рижского самоуправления по вывозу мусора. Согласно закону, Рига учредила новое юридическое лицо в рамках публично-частного партнерства, то есть в нем объединились самоуправление и представители частных компаний. Были получены все необходимые согласования, в том числе со стороны министерства охраны среды и регионального развития.

Самоуправление 14 июня подписало договор об обслуживании мусора. По закону в течение трех месяцев после этой даты все компании, которые вывозили мусор до подписания договора, должны были прекратить свою деятельность в Риге. О том, что произошло дальше, рассказывает Вячеслав Степаненко: "И вдруг, в этот промежуток времени, в процесс вмешался Совет по конкуренции. Председатель Совета Скайдрите Абрама заявила, что она видит, что один из участников этого партнерства, компания Getliņi EKO, своим положением на рынке, возможно (!), нарушает законодательство о конкуренции. Точнее, одну из статей Договора об учреждении Европейского союза. То есть наша Getliņi EKO, по версии Совета по конкуренции, возможно, угрожает самим основам существования ЕС".

Весь смысл – в слове "возможно". Если бы Совет по конкуренции не использовал это слово, то его решение было бы оспорено самоуправлением Риги сразу же. Но наличие этого слова давало Совету право начать дело, которое по закону, опять же, может длиться в течение двух лет.

При этом, начиная с 14 сентября, новая структура, созданная в рамках публично-частного партнерства, была единственной компанией, которая имела право вывозить мусор в Риге. У прежних операторов были машины, контейнеры, было всё, но они не имели права работать. Говоря о сентябрьских событиях, Степаненко отмечает: "Министерство защиты среды и регионального развития прекрасно понимало, что Рига ни в чем не виновата. Даже законодатель не смог предусмотреть вероятность тех условий, в которые было поставлено самоуправление. Из ситуации не было выхода, кроме как объявить чрезвычайную ситуацию".

Чрезвычайная ситуация была не "по факту" - куч мусора в Риге не было и нет. Она была чисто юридической – действующее законодательство не предусматривало ситуации, в которую попала Рига. Поэтому самоуправление обратилось в кабинет министров с просьбой объявить чрезвычайную ситуацию и дать возможность действовать дальше.

Зачем продлевать чрезвычайное положение?

За три последующих месяца самоуправление в рамках чрезвычайной ситуации приняло новые обязывающие правила, провело переговорную процедуру с операторами, заключило с ними договоры, по которым они обязались вывозить мусор или до окончания основной, новой, закупки, или пока не будет объявлено решение Совета по конкуренции. Однако в декабре сам министр Юрис Пуце обратился в кабинет министров с просьбой продлить это чрезвычайное положение "ввиду того, что дума ничего не делала в предыдущие три месяца". "Вот в этой части – уже откровенное вранье!" - сказал Степаненко.

Здание городской Думы в Риге - Sputnik Латвия
"Мусорная" война за власть: Ригу могут сделать по-настоящему латышской

Рижское самоуправление предоставило отчет по проделанной работе, однако он не был рассмотрен ни в министерстве охраны среды, ни в кабинете министров на заседании, когда была продлена чрезвычайная ситуация. "Сам по себе факт продления чрезвычайной ситуации – в трактовке министра, который только что соврал кабинету министров и всему обществу – является рецидивом. То есть, с точки зрения министра Пуце, дума допустила повторное невыполнение своей автономной функции. И вот это, на его взгляд, является основанием для того, чтобы Рижскую думу распустить", - комментирует декабрьские события Степаненко.

В этих условиях был принят законопроект "О роспуске Рижской думы" в первом чтении, а также поправки к двум законам, которые предусматривают продление срока полномочий депутатов, избирающихся на внеочередных выборах. По двум законопроектам сейчас идет сбор подписей по вопросу организации референдума за их отмену (но вряд ли подписи соберут), а 13 февраля законопроект о роспуске Рижской думы должен быть утвержден парламентом в окончательном чтении.

Одна любопытная деталь

Из слов Степаненко можно заключить, что триггером всех последующих событий стало выступление Совета по конкуренции, которое поставило под сомнение (по крайней мере, формально) новые правила по вывозу мусора из города.

Рижская дума - Sputnik Латвия
Роспуск Рижской думы: экономическая составляющая процесса

"Председатель Совета по конкуренции госпожа Скайдрите Абрама, без которой эта история никак бы не сложилась, и мы бы не пришли к тому результату, с которым находимся сейчас, объявила, что уходит в отставку. Но, по неофициальной и пока неподтвержденной информации, она планирует принять участие во внеочередных выборах в Рижскую думу. Называется также список, в котором она планирует стартовать – "Для развития/За!". Это как раз список министра защиты среды и регионального развития Юриса Пуце. Который и является главным зачинщиком роспуска Рижской думы", - отметил Степаненко.

Подтвердятся ли слова Степаненко – покажет ближайшее будущее. Если да, то решение о роспуске выглядит еще более сомнительным с точки зрения обоснованности.

Будет ли роспуск?

В условиях, когда находящийся в Сейме законопроект о роспуске думы вызывает все больше сомнений в юридической обоснованности (его инициаторы даже отложили его рассмотрение во втором чтении), именно коалиция в думе, кажется, делает все, чтобы дать министру Юрису Пуце новые основания для роспуска.

Возможное непринятие бюджета, вероятная отставка мэра Риги Олега Бурова, в очередной раз – публичные разногласия среди партнеров по коалиции. Это пока не юридические основания, но как минимум в публичном пространстве все эти факторы играют на руку сторонникам роспуска думы.

Лента новостей
0