Рижский порт - Sputnik Латвия
Транзит
Транзит грузов по латвийской железной дороге и через ее порты сокращается на протяжении уже нескольких лет. В значительной степени это обусловлено решением России переориентировать экспортные поставки на отечественные порты на Балтике.

Латвия повела себя не по-соседски - и получила: сектор транзита ждет "зима"

© Sputnik / Sergey MelkonovВентспилсский свободный порт
Вентспилсский свободный порт - Sputnik Латвия
Подписаться
Для латвийского транзита главная задача - удержаться в рамках сегодняшних показателей по грузообороту, рассчитывать на рост в условиях масштабных портовых проектов в РФ не приходится

РИГА, 28 ноя — Sputnik. Транзит долгое время был основной "лошадкой" латвийской экономики и стратегический план развития отрасли от 2011 года предполагал увеличение грузооборота к 2020 году вдвое. Однако перевозка и перевалка грузов только сократились, сегодня речь идет о том, чтобы хотя бы удержаться на нынешнем уровне. Насколько это возможно при том, что власти Латвии ведут себя не по-соседски с Россией, – большой вопрос, заявил депутат Сейма Вячеслав Домбровский.

И нашим, и вашим не получилось

Перспективы транзитной отрасли Латвии на следующие семь лет обсуждали 27 ноября на заседании комиссии Сейма по долгосрочному развитию, сообщил Домбровский.

Он отметил, что в 2011 году, при обсуждении стратегического плана развития, была выдвинута амбициозная цель почти удвоить грузооборот к 2020 году. В отрасль за этот период было инвестировано почти 489 миллионов евро европейских денег. Однако грузооборот не только не удвоился, но и, напротив, сократился.

"Разговор сегодня был прямо и начистоту. Наша основная цель — удержать товарооборот на нынешнем уровне, честно сказало ответственное министерство. Россия создала свои балтийские порты, медленно и непреклонно перенаправляет туда грузы. Большая часть наших грузов - благодаря Белоруссии", - написал Домбровский на своей странице в Facebook.

Он добавил, что потеря транзита чревата не только потерей экспортных евро, десятков тысяч рабочих мест и бюджетных доходов. Это также означает, что "железную дорогу придется полностью содержать или пассажирам, или налогоплательщикам".

"Ну, или ее можно будет просто разобрать - уверен, литовцы это сделают бесплатно, чтобы точно и навсегда избавится от конкурента. Что делать? Правительство Кариньша хочет и на российском транзите зарабатывать, и вести себя, скажем так, не по-соседски. Посмотрим, как долго получится. Но ясно, что рабочие места нужно срочно создавать в других отраслях. Ибо транзитная зима грядет", - заключил Домбровский.

Задача – удержаться

По данным Министерства сообщения Латвии, грузооборот Лиепайского порта за январь — сентябрь текущего года сократился на 3,8% по сравнению с показателем соответствующего периода прошлого года — до 5,31 миллиона тонн. В Рижском порту за январь — сентябрь объем обслуженных грузов снизился на 10,5% в сравнении с аналогичным показателем прошлого года — до 23,91 миллиона тонн. Рост наблюдается только в Вентспилсе: объем грузооборота в январе — сентябре увеличился на 10% — до 16,6 миллиона тонн – за счет роста перевалки сухих грузов на 35%.

Перевалка угля в Вентспилсском порту - Sputnik Латвия
Латвии в транзите предложили зарабатывать на российских "хвостах"

Комментируя ситуацию в транзитной отрасли журналу "Телеграф", эксперты в целом подтверждают: сегодня задача Латвии удержаться хотя бы на сегодняшнем уровне по объему перевозки и перевалки грузов.

"Пока ситуация в латвийском транзите некатастрофична. Но, по мере того как Россия строит и модернизирует свои порты и другую перевалочную инфраструктуру, грузопотоки будут постепенно уходить из Латвии.

Россия развивает собственные портовые мощности в Усть-Луге и Приморске, которые забирают грузы у Латвии. Порты Балтии теряют грузы и из-за логистического комплекса в Приморске, мощность которого будет доходить до 70 миллионов тонн в год. Кроме того, Россия интенсивно развивает дальневосточное, северное и арктическое направления транспортировки своих экспортных грузопотоков", — заявил министр сообщения Талис Линкайтс.

В свою очередь, заместитель госсекретаря Минсообщения Улдис Рейманис считает, что сейчас ситуация в транзите не такая плохая, хотя объем перевозок по железной дороге и вызывает опасения.

"Но транзит, который составляет 8% от ВВП Латвии, продолжает вносить важный вклад в экономику страны. Общий оборот отрасли составляет 1,5 миллиарда евро. Минсообщения всегда будет поддерживать транзитную отрасль. Она, несмотря ни на что, работает успешно, и вектор отношений с соседями в сфере транзита позитивный", — сказал Рейманис.

Гендиректор компании DB Schenker в России Айварс Тауриньш считает тенденции в латвийском транзите не очень позитивными, и основания полагать, что ситуация изменится в ближайшее время в лучшую сторону, нет.

"Однако, как и во всем остальном, палка транзита — тоже о двух концах: с одной стороны, отрасль не создает существенную добавочную стоимость, но с другой — поддерживает инфраструктуру, которую могут использовать местные компании. Если транзит уйдет, то и инфраструктуру поддерживать будет некому, поэтому услуги по перевалке грузов могут просто исчезнуть.

Из этого следует, что и государству, и самоуправлению надо всеми силами стараться удержать нынешний объем грузов хотя бы на таком уровне, который обеспечивает экономическое обоснование и доступность портовых услуг. Для этого необходимо развивать промышленность, которая поможет частично заместить уходящие транзитные грузы. Например, Вентспилс придерживается этой стратегии на протяжении уже почти 20 лет", — заметил Тауриньш.

Рижский свободный порт - Sputnik Латвия
Безбородов: РЖД никаких транзитов Латвии не даст, Россия сама на этом заработает

Гендиректор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов уверен, что порты Балтии, в том числе латвийские, нужны и важны для России как альтернативные направления транзита, а продуктивной работе мешают политические споры.

"Латвийским портам необходимо наращивать мощности по перевалке контейнеров. По сравнению с нефтяными и другими массовыми грузами контейнерные грузы не настолько политизированы. Я бы посоветовал портовым властям и самоуправлениям не бояться вкладывать собственные средства в строительство контейнерных мощностей, так как инвестиции всегда окупятся и вернутся", — считает Безбородов.

Старший аналитик ценового агентства Argus Сергей Агибалов полагает, что основные российские грузопотоки будут идти через отечественные порты, но остаются небольшие грузопотоки, которые Латвия может гибко привлекать.

"Вряд ли стоит конкурировать с такими титанами портового бизнеса, как Приморск или Усть-Луга. Но остаются другие игроки, на фоне которых латвийские гавани выглядят намного привлекательнее. Например, сейчас основной объем российского экспорта нефтехимии в западном направлении идет через порты Финляндии. Однако производство нефтехимических продуктов будет расти, и вместе с этим будет расти спрос на мощности по перевалке этих грузов. Эту нишу вполне может занять Латвия, имеющая для перевалки нефтехимии как достаточный опыт, так и всю необходимую инфраструктуру и хороший уровень обслуживания.

Всегда есть узкие товарные группы, к которым нужен специфический подход, надо только искать и находить их", — заключил аналитик.

Лента новостей
0