Рижский порт - Sputnik Латвия
Транзит
Транзит грузов по латвийской железной дороге и через ее порты сокращается на протяжении уже нескольких лет. В значительной степени это обусловлено решением России переориентировать экспортные поставки на отечественные порты на Балтике.

Лишь бы Латвии не досталось: в Литве готовы пойти на сделку с совестью ради грузов

© Foto : Lietuvos Respublikos susisiekimo ministerijaКлайпедский морской порт
Клайпедский морской порт - Sputnik Латвия
Подписаться
Если не расширить комплекс по приему удобрений в Клайпедском порту, белорусские грузы могут пойти через латвийские порты, опасаются в литовском правительстве

РИГА, 24 окт — Sputnik. В Литве возобладал прагматичный подход к белорусским инвестициям в погрузочные компании в Клайпедском порту. Правительство не стало политиканствовать в ситуации, когда можно заполучить больше грузов удобрений из соседней республики, передает 15min.lt.

Цистерны на нефтебазе - Sputnik Латвия
Ринкевичс: Беларусь обещает латвийскому транзиту бензин с "Нафтана"

Премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис заявил, что кабмин контролирует риски в связи с инвестициями белорусского предприятия по производству удобрений "Беларуськалий" и предпринимателя Игоря Удовицкого в погрузочные компании в порту в Клайпеде. Сквернялис подчеркнул, что правительство не может, исходя из сомнительных предпосылок, принимать решения, которые препятствовали бы порту и Литовским железным дорогам (Lietuvos gelezinkeliai) получать доходы от белорусского транзита.

"Если есть риски для национальной безопасности, они должны быть идентифицированы, также представлены рекомендации, как их нивелировать, что и сделано", – сказал Сквернялис.

"При управлении рисками не может быть так, чтобы сомнительные предпосылки подорвали нашу возможность иметь достаточно большие поступления для государства и бюджета, для людей – я говорю о значении этих грузов для Lietuvos gelezinkeliai и Клайпедского порта, а это огромная, большая часть доходов нашего государства, здесь эмоции или желание политиканствовать не могут этого заслонить", – подчеркнул глава правительства.

Не дать Латвии перехватить удобрения

Ранее кабмин рассмотрел на закрытом заседании вопрос о планах Biriu kroviniu termnalas (Терминал насыпных грузов, BKT) приобрести акции компании Nemuno terminalas. Оппозиционные консерваторы потребовали рассмотреть этот вопрос на парламентском комитете по национальной безопасности и обороне, утверждая, что у них вызывает обеспокоенность влияние Беларуси в Клайпедском порту.

Правительство не комментировало содержание своего решения, так как оно является конфиденциальным, но, вероятно, инвестиции были одобрены.

Нефтеналивные терминалы в Вентспилсском свободном порту - Sputnik Латвия
Беларусь одной рукой дает, другой отбирает: латвийский транзит обманулся

Погрузочные компании Biriu kroviniu termnalas и Nemuno terminalas на территории Клайпедского порта действуют близко друг от друга, в обеих самые крупные пакеты акций принадлежат предпринимателю Игорю Удовицкому.

По данным Реестрового центра, Удовицкому принадлежит 70% акций Biriu kroviniu termnalas, "Беларуськалию" - 30%.

Игорь Удовицкий вместе с Ольгой Удовицкой контролирует 100% акций Nemuno terminalas через Ferteksos transportas.

По словам предпринимателя, сделка позволит создать единый комплекс с новыми складами для приема грузов, чтобы принимать больше идущих на экспорт белорусских калийных удобрений. Удовицкий подчеркнул, что, если этого не будет сделано, транзит пойдет через другие порты.

"Потенциал Biriu kroviniu termnalas вырастет с нынешних 12 миллионов тонн в год до 16 миллионов. Это именно тот объем, который предусмотрено экспортировать из Беларуси в 2024-2025 годах. Если мы этого не сделаем, то дополнительные объемы калийных удобрений будут направлены в другие порты", – подчеркнул Удовицкий.

По его словам, с целью обеспечения гарантированного транзита акватория у причалов должна быть углублена до 15,5 метра осадки. Это позволит BKT грузить суда вместимостью до 100 тысяч тонн.

По словам министра коммуникаций и транспорта Ярослава Наркевича, Литва заинтересована в том, чтобы белорусские грузы не направлялись в латвийские порты.

"Во-первых, сохранить то, что есть, поскольку значительно растет конкуренция, у "Беларуськалия" есть предложения из Латвии, но поскольку у него хорошие отношения с нашими железными дорогами и портом, у них 30% акций (BKT – ред.), то они хотят расширяться. Ведь мировой рынок сжимается, ожидается частичное сокращение экспорта", – сказал министр.

Он также отказался комментировать принятое решение правительства по поводу инвестиций "Беларуськалия" и Удовицкого в порту, однако заметил, что оно открывает путь для расширения BKT, углубления причалов порта.

Лента новостей
0