Беларусь одной рукой дает, другой отбирает: латвийский транзит обманулся

© Sputnik / Sergey MelkonovНефтеналивные терминалы в Вентспилсском свободном порту
Нефтеналивные терминалы в Вентспилсском свободном порту - Sputnik Латвия
Подписаться
Беларусь рассматривает вариант замены российской нефти поставками через порты Латвии, заявил Александр Лукашенко, а в "Белорусской нефтяной компании" в этот же день анонсировали снижение объемов перевалки нефтепродуктов в Латвии

РИГА, 26 сен — Sputnik. Беларусь прорабатывает альтернативы поставкам нефти из России: по нефтепроводу Одесса – Броды, по реверсу из Гданьска и через порты Латвии и Литвы, заявил президент республики Александр Лукашенко, передает агентство "Белта".

Лукашенко признал, что сейчас Беларусь зависит от поставок российской нефти, и проводимый в РФ налоговой маневр постепенно приближает стоимость российского сырья к мировым котировкам. В сложившихся условиях Беларусь ищет альтернативы российской нефти.

"Мы имеем три варианта, просчитываем поставки нефти на свои заводы. Более того, мы эти заводы в этом году в основном модернизируем. Они уже будут прибыльными, когда мы купим дорогую нефть в Средиземном или Черном море, или на Балтике. Мы купим, переработаем и не будем в убытке", - считает Лукашенко.

Нефтеналивные терминалы в Вентспилсском свободном порту - Sputnik Латвия
Беларусь хочет купить терминалы в портах Прибалтики для импорта нефти

Он пояснил, о каких маршрутах поставок, альтернативных поставкам из РФ, идет речь.

"Одесса - Броды вариант использовали, железнодорожным транспортом из Одессы поставляли. Это дороже", - сказал Лукашенко.

Второй вариант, который, по его словам, оказался самым выгодным, это маршрут поставок из Гданьска - через Польшу в Беларусь.

"Перемычку сделаем, на два завода будем сразу поставлять. Из четырех ниток нефтепровода "Дружба" мы заберем сначала две. И реверсом будем качать. Не из России нефть пойдет, а оттуда (через Польшу – ред.) к нам", - сказал президент Беларуси.

И третье направление - через порты Литвы и Латвии.

"И везде мы подтягиваем интересы транзитных государств", - добавил Лукашенко.

Еще один вариант поставок нефти в Беларусь назвал сегодня заместитель председателя концерна "Белнефтехим" Владимир Сизов. Речь идет о казахстанской нефти, однако для ее транспортировки сначала придется договориться с "Транснефтью".

Сизов сообщил, что в октябре во время визита Лукашенко в столицу Казахстана планируется подписать соглашение с Казахстаном о торговле нефтью и нефтепродуктами. Правда, в документе не оговариваются объемы, только условия поставок.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко - Sputnik Латвия
Будет общая нефть: Лукашенко поручил начать поставки через порты Балтии

По словам Сизова, имеется техническая возможность поставки нефти в Беларусь из Казахстана трубопроводным транспортом через "Дружбу".

"Казахстанская нефть на сегодняшний день поставляется через порт Усть-Луга (Ленинградская область – ред.). Логистически при поставке трубопроводным транспортом (через Усть-Лугу – ред.) нефть доходит до границы Беларуси, а потом идет на север по трубопроводу. Технически ничего не мешает пропустить ее дальше - до Мозырского НПЗ или до "Нафтана", - заметил Сизов.

Он добавил, что окончательное решение вопроса о поставках нефти по трубе из Казахстана возможно только после достижения договоренностей с "Транснефтью". "Это процесс уже переговорный между казахстанскими и российскими коллегами", - заключил Сизов.

При этом многие эксперты считают, что в ближайшее время Беларуси не найти цену на нефть выгоднее, чем предлагает Россия. Так, глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов полагает, что, только когда налоговый маневр завершится, ситуация сможет развиваться более конкурентно, и теоретически Беларусь сможет покупать, например, норвежскую нефть на Балтике. Но пока рассуждать об этом предметно рано, никто не представляет, какова будет картина европейского потребления бензина и дизеля в 2025 году, отмечает Симонов.

Поставки нефтепродуктов

Беларусь готова использовать латвийские порты для импорта сырой нефти, но перевалку нефтепродуктов планирует снизить. Об этом заявил заместитель генерального директора ЗАО "Белорусская нефтяная компания" Сергей Гриб.

В этом году, по его словам, около 30% выработанных нефтепродуктов поставлялись на украинский рынок.

"Что касается портов, мы видим, что в направлении Латвии в этом году объемы поставки немного просядут, Литвы – сохранятся на том же уровне, Эстонии – немного увеличатся. Начались первые поставки в направлении российских портов – около 200 тысяч тонн", – сказал Гриб.

В следующем году приоритетным для Беларуси станет литовское направление, по крайней мере на ближайшую перспективу.

"В 2020 году планируем нарастить поставки через литовские порты. В первую очередь это связано с их тарифной политикой", - сообщил Гриб, поблагодарив посла Литвы в Республике Беларусь, "который занимает активную позицию, чтобы направление Литвы было для белорусов интересным. По словам Гриба, в направлении Латвии и Эстонии "поставки будут снижаться".

Лента новостей
0