Как в фильмах жанра постапокалипсиса: Даугавпилс прощается с населением

© Sputnik / Sergey MelkonovПочтовый ящик в Даугавпилсе
Почтовый ящик в Даугавпилсе - Sputnik Латвия
Подписаться
Представьте, людей в Даугавпилсе почти не осталось, производства тоже, пустые улицы ведут к зданию городской мэрии, где "выжившие" чиновники продолжают делить власть. Прощайте, бизнес и деньги

РИГА, 11 сен - Sputnik, Евгений Лешковский. Далеко не первый латгальский город встречал корреспондентов Sputnik чистыми улицами, красивыми парками, ухоженными домами - и отсутствием жителей.

Нет, не так, конечно, все страшно, как в фильмах жанра постапокалипсиса, где показывают города совершенно без населения, в том же Даугавпилсе люди еще какие-то сохранились. Однако тенденция очевидна: города Англии, Ирландии, Норвегии и, кстати, России тоже будут с каждым днем только прибавляться жителями Латгалии, а их родина, соответственно, становиться все более безлюдной.

Как в фильмах

Некоторые даугавпилчане рисуют такую картину в жанре абсурда. Итак - проходит еще несколько лет. Рядовых жителей в Даугавпилсе не осталось, за исключением нескольких пенсионеров, которых пока еще не успели увезти внуки в Ирландию, хотя билеты на самолет и для них уже куплены. Предприятий и производства тоже больше нет, зато высокие цены в магазинах на продукты и любые товары остались и даже подросли.

Лудза - Sputnik Латвия
Город Латвии, в котором почти не осталось людей: кто и как живет в Лудзе

Пустые улицы ведут к зданию городской мэрии, где более-менее сохранились только чиновники и видные политики, которые продолжают между собой делить власть, сферы влияния и компании, выполняющие мэрские заказы.

При всем при этом цены на квартиры и дома, где уже никто не живет, продолжают подниматься. А по улицам ездят новенькие трамваи, купленные, разумеется, с большими скандалами за кредиты, которые гасить в Даугавпилсе тоже уже некому.

Если вы думаете, что все описанное - шутка, то она в Даугавпилсе давно никого не веселит, а будущее города способны предсказать не только гадалки в сомнительных салонах.

Три удара по Даугавпилсу

"Шесть-семь часов вечера, я выхожу на улицу, - и никого кругом. Обычная картина. Все красиво, чисто, аккуратно, но почти нет людей. Вначале, когда я только осознал это, оглядываясь во время вечерней прогулки, то стало очень не по себе, но со временем вроде уже и привык", - рассказывает корреспондентам Sputnik Латвия глава Русской общины Даугавпилса Алексей Васильев, с которым мы встретились в красивом городском парке Дубровина с большим фонтаном.

Не только он, но и другие горожане рассказывали, что по их любимому Даугавпилсу государство нанесло три удара, которые отправили его в нокаут. Теперь как с боксером на ринге: он полулежит после сокрушительных ударов, однако еще пытается встать, как-то там шевелится и слышит словно бы издалека вопрос: мол, способен ли еще на что-то или все - пора уносить?

Первый удар – это вступление Латвии в Евросоюз. Тогда, буквально в первые же месяцы, люди из Латгалии и ее столицы Даугавпилса стали разлетаться по всей Европе, а с началом кризиса 2008 года еще стремительней, тратя последние деньги на билет в один конец.

Второй удар: ЕС объявил России войну санкций, и страна ответила.

Третий удар - ужесточение налоговой политики и "расстрельные бригады" от СГД. Все это - как бомба с неба на сарай, который восстановлению больше не подлежит, а на строительство нового нет средств, да и не нужен он, кажется, уже никому.

Прощайте, бизнес и деньги

Алексей Васильев рассказал историю, как государство уничтожило его бизнес. Между прочим, похожие истории в Даугавпилсе можно услышать от многих. 

Сколько-то лет назад он купил машину. Жалко ее было бросать все время где-то, когда рядом пустовала закрывшаяся по каким-то причинам автостоянка. Наш собеседник создал микропредприятие и арендовал рядом небольшой участок у муниципальных служб: оживил, можно сказать, стоянку.

Сборка трамвая модели 71-911Е Сити Стар для Даугавпилса - Sputnik Латвия
Тверским трамваям дали зеленый свет: Даугавпилс "отбился" от претензий СГБ

Микропредприятие Васильева было совсем небольшим, Например, его личная прибыль составляла 250-300 евро в месяц. Однако там работало еще четыре человека, за которых он платил налоги, еще давал деньги за аренду участка земли и за разные услуги, например, потребление электричества – на освещение территории. В общем, все шло более-менее гладко.

Но вот в Латвии началась чехарда с налогами. Вначале микропредприятиям подняли налоговую ставку с 9% до 11%, потом – до 15%, плюс обязали платить пресловутый компонент обязательной закупки электроэнергии - КОЗ (или OIK). А тут еще ЕС объявил о войне санкций, и Россия ответила. Сразу перестали через Даугавпилс ездить фуры, начал накрываться международный транзит.

Транзитные перевозки через Даугавпилс приносили городу, точке на маршруте дальнобойщиков, немалые деньги. Например, на территории Алексея часто останавливались литовские фуры - перед тем как поехать в Россию. Даугавпилс в этом отношении был удобным городом, причем для всех, а не только для упомянутых литовцев.

Водители приносили деньги владельцам автостоянок, снимали недорогие гостиницы, ели в кафе, делали покупки в магазинах. Но после начала войны санкций автоперевозчики почти пропали, хотя раньше фуры шли огромным потоком через город, оставляя в нем приличные деньги.

То есть объем денег в Даугавпилсе автоматически уменьшился. И он продолжал неумолимо таять по мере возрастания налогов. Сотрудники СГД вели себя так, что буквально вынуждали реально действующие предприятия закрываться одно за другим. И в городе денег стало еще меньше.

В итоге - одно плюс другое и третье, и прибыль самого Алексея на микропредприятии сократилась с 300 евро до 20. Совсем небогатый бизнес пришлось закрыть.

Кому от этого стало лучше? Сотрудникам микропредприятия? Нет. Государству (в том числе самой налоговой службе) и городу, которые перестали получать от микропредприятия хоть и небольшие, но все же деньги? Нет.

"И чему удивляться, что на многих предприятиях работники прямо просят руководство: платите мне всю сумму вместе с налогами, а дальше я сам решу - прокормить семью или отдать деньги налоговикам. Законно ли это? Зачем спрашивать?! Кто будет думать об этом, когда дома дети голодные, а пожилым людям пенсий не хватает даже на то, чтобы погасить коммунальные платежи", - говорит Алексей. 

Тяжелое похмелье независимости

Сейчас в Даугавпилсе больше всего людей заняты не в частном секторе, что считается нормальным в любом развитом городе, но в бюджетных учреждениях. На втором месте – сфера обслуживания, на третьем – торговля.

Заброшенный завод - Sputnik Латвия
В Даугавпилсе снесут цех завода химического волокна

Хотя когда-то Даугавпилс был одним из крупнейших промышленных центров в Латвии и вообще занимал достойное место в СССР.

Например, город входил в пятерку ведущих в Союзе по химической промышленности. Тогда там был завод химического волокна. Конечно, назвать его градообразующим было нельзя, но тем не менее там работало 7 тысяч 200 человек, для которых построили целый поселок, ставший районом Даугавпилса: его по сей день в народе называют "химия".

Теперь это предприятие превратилось в некое подобие того, что осталось от рижского завода ВЭФ. А ведь на заводе в Даугавпилсе выпускали в том числе и кордовую нить, которую используют буквально везде – от машиностроения до рыбацких снастей.

Другой убитый завод – "Электростройинструмент". Там делали электрические пилы, рубанки, дрели, деревообрабатывающие станки и еще много чего. Продукция ничем не уступала западным аналогам. Например, поляки закупали продукцию с завода, поскольку та качеством была ничем не хуже западной, зато цена была существенно меньше.

Еще как-то тянет некогда огромный локомотиворемонтный завод, где в прошлом работали тысячи, а теперь регулярно в СМИ звучат новости то о его банкротстве, то о каких-то неожиданных вложениях – таких инъекциях для тяжелобольного.

"Если Даугавпилс еще как-то держится, то Резекне, где я родился, пострадал еще сильнее. В Даугавпилсе было 5-6 крупных предприятий на 130 тысяч человек, а в Резекне – 5-6 на 42 тысячи (например, завод доильных установок, завод электрооборудования и напольного транспорта, молочно-консервный комбинат, "Электростройинструмент"). Это история двух крупных городов Латгалии, но похожие услышите чуть ли не о каждом населенном пункте. О том, как по нему прошли тяжелые колеса независимой Латвии", - говорит Алексей Васильев.

Чье кресло сытнее

На фоне всего этого в Даугавпилсе что ни день, так очередной скандал из-за дележа власти и раздела сфер влияния.

Спроси любого даугавпилчанина, еще хоть как-то следящего за жизнью в городе, и он расскажет, что, например, каждая покупка нового трамвая – история, достойная мексиканского сериала. И точно так же с любым другим муниципальным проектом.

Евро - Sputnik Латвия
Миллионные махинации с еврофондами в Даугавпилсе: кто помогал из Риги

Причем Даугавпилс – не Рига: это в столице люди еще как-то там путаются в фамилиях, а в латгальском городе все друг у друга на виду. Всем понятно: когда проходят крупные конкурсы, в них побеждают фирмы, близкие к той власти, что на данный момент сгруппировалась вокруг кресла мэра. А когда эта власть вдруг меняется на другую, сразу начинается чехарда с выполнением заказов.

Сейчас в Даугавпилсе "Согласие", "Наша партия" и Латгальская партия (неофициальный филиал "Единства"). Они то ругаются друг с другом, то объединяются по двое для войны с третьим, то дружат, то потом снова "дерутся креслами".

"Итог их власти: в центре города, не говоря о периферии, уже не квартиры, а многоэтажные дома стоят пустые. То, что люди отсюда уезжают, – одно, а то, что не возвращаются, да еще и семьи с собой перетягивают за границу, - совсем другое. Последнее доказывает, что люди не верят, что здесь может улучшиться жизнь. Ладно, уехали очень многие во время кризиса 2008-2009, но потом он вроде как завершился, значит, можно возвращаться… И никаких конспирологических теорий - все на виду и явно. Даугавпилс и другие латгальские города словно бы специально освобождают от бизнеса и жителей", - поделился своими домыслами Васильев.

Лента новостей
0