Зачем себя ограничивать? Как латвийские депутаты "гуляют" по Сейму

Подписаться
Уход депутатов из парламентских фракций был, есть и будет всегда: парламентарии, решившиеся на такой шаг, считают, что это принесет им больше пользы, чем вреда

РИГА, 20 июн — Sputnik, Андрей Солопенко. Не прошло и года с момента начала работы 13-го Сейма. Но шестеро народных избранников за это время уже успели покинуть свои фракции, став независимыми депутатами. Стало ясно, что по "брожению" слуг народа, нынешний состав парламента нисколько не отличается от предыдущих.

Убеждения и противоречия

Первым ушедшим из фракции депутатом 13-го Сейма стала Юлия Степаненко, избранная по списку "Согласия". О том, что она покидает фракцию, Степаненко объявила во время первого заседания парламента.

Степаненко сказала, что подписала с фракцией специальное соглашение, предусматривающее поддержку законодательных инициатив друг друга, если они не противоречат ценностям каждой из сторон. Но даже несмотря на то, что депутат подтвердила свою поддержку программы "Согласия", из-за некоторых идеологических противоречий она все же решила стать независимым депутатом.

Георгиевская ленточка - Sputnik Латвия
Судьба георгиевской ленточки, репутация Латвии и большой резонанс

Кроме того, в начале июня фракцию Нацобъединения покинула депутат Ингуна Рибена, заседающая в Сейме уже шестой срок. После избрания в Европарламент министра культуры Даце Мелбарде именно Рибену называли одним из ее возможных преемников, так как она уже руководила этим ведомством в 2002-2004 годах. Но Нацблок выдвинул на этот пост другого человека - оперного певца и депутата Рижской думы Науриса Пунтулиса, из-за чего, видимо, Рибена и решила разорвать свою связь с данной политической силой.

Правда, сама Рибена указывает, что решилась на такой шаг, потому что не готова менять свои убеждения на фракционную дисциплину. Например, ее взгляды по поводу запрета использования георгиевской ленты во время публичных мероприятий сильно отличались от позиции партии. По словам Рибены, запрет в данном случае выглядит глупо, а людей нужно было убеждать в неправильности ношения этой ленты. В итоге Рибена по обоюдному согласию вышла из Нацблока, подписав соглашение о прекращении сотрудничества.

Интересно, что Рибена поступает так уже не первый раз. Придя в Сейм в 2002 году от партии "Новое время", позже преобразованной в "Единство", Рибена долго оставалась в составе этой фракции, однако в 2014 году ушла из нее в Национальное объединение.

Свои действия она тогда так же обосновывала идеологическими разногласиями, отмечая засилье в "Единстве" людей с либеральными взглядами. Зато сейчас, при запросе на консервативную политику, думается, что долго без партии она не останется и начнет сближаться с другими, близкими ей по духу политическими силами.

Потери KPV LV

Увеличилось также количество независимых парламентариев, избранных по списку KPV LV. К исключенному из фракции в феврале Алдису Гобземсу добавились еще трое теперь уже бывших "внутренних оппозиционеров". Так, в конце мая, после президентских выборов, из KPV LV ушла одна из основателей этой партии - Линда Лиепиня, объяснив свое решение тем, что большинство фракции выступило против своего однопартийца Дидзиса Шмитса, баллотировавшегося на пост президента.

Через пару дней после того, как Шмитс не был выдвинут KPV LV членом парламентской комиссии по расследованию вопросов, связанных с компонентом обязательной закупки электроэнергии, за Лиепиней последовала Карина Спруде. Она тоже не согласилась с мнением фракции. В свою очередь, в середине июня к ним присоединился и сам Шмитс, заявивший, что в сложившихся обстоятельствах он не может работать во фракции и предпочитает быть независимым депутатом.

Дидзис Шмитс - Sputnik Латвия
Часть депутатов KPV LV намерена выдвинуть в президенты Дидзиса Шмитса

Теперь в KPV LV остались лишь 12 депутатов, и по количеству парламентариев фракция уступает не только "Согласию" и Новой консервативной партии, но и "Для развитию/ За!", разделяя четвертое место с Национальным объединением. Однако на самом деле KPV LV уступает и Нацблоку, ведь Атис Закатистов не может посещать заседания, так как Сейм лишил его депутатской неприкосновенности, сочтя достаточными предоставленные Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией ( KNAB) доказательства для проведения уголовного процесса в отношении парламентария.

Таким образом Закатистов остается депутатом лишь формально, хотя и сохраняет пост лидера фракции. Однако думается, что в его нынешнем состоянии контролировать столь разных по взглядам депутатов, оставшихся в KPV LV, ему будет довольно трудно. Если суд признает Закатистова виновным в инкриминируемых ему преступлениях, то он окажется лишенным мандата, что приведет к усилению борьбы за власть во фракции и способствует еще большему оттоку из нее избранных депутатов.

Один в поле - воин

Вообще изменения в составе фракций, происходили в истории каждого латвийского Сейма. Первые парламентские выборы после обретения Латвией независимости прошли летом 1993 года, однако менее чем через год после них депутаты, избранные по списку "Согласие - Латвии, возрождение - народному хозяйству", разделились на две фракции, что положило начало депутатскому "брожению", которое не прекращается до сегодняшнего дня.

Фракционные расколы, а также переходы отдельных депутатов из одной фракции в другую продолжались как в 6-м Сейме, который запомнился наибольшим дроблением, так и в 7-м, 8-м и 9-м Сейме. Интересно, что в последнем даже была создана новая фракция Гражданский союз, объединившая депутатов, избранных от Нового времени и ТБ/ДННЛ. Поначалу их было шесть человек, а потом к ним добавились еще двое. Правда, абсурдность ситуации заключалась в том, что на выборах 9-го Сейма за этот список никто не голосовал.

Для прекращения подобной практики в регламент Сейма в 2009 году были внесены поправки, указывающие, что депутаты, избранные по одному списку, могут создать только одну фракцию и не могут вступить в другую. Поэтому на данный момент фракции имеют право сформировать только те партийные объединения, которые прошли в Сейм, а вышедшие из них депутаты могут быть только независимыми, не входящими ни в одну из фракций.

Президент Латвии Раймондс Вейонис - Sputnik Латвия
В последней речи перед Сеймом Вейонис призвал депутатов работать лучше

Естественно, что отсутствие фракции серьезно затрудняет работу депутата. Он имеет право вносить поправки в уже открытые законы, однако для подачи новых законопроектов, ему необходимо собрать еще минимум четыре подписи, а сделать это без фракции явно тяжелее. Кроме того такой депутат оказывается лишенным возможности занять какой бы то ни было руководящий пост в Сейме и часто может рассчитывать только лишь на себя или своих помощников, тогда как а фракционные парламентарии чувствуют поддержку своей группы.

В то же время, несмотря на многие минусы, уход из фракций депутатов всегда был, есть и будет, ведь парламентарии, решившиеся на такой шаг, считают, что это им принесет больше пользы, чем вреда.

Вывод напрашивается один - пока таких народных избранников не станут лишать мандата, подобное "брожение" продолжится. Правда, думается, что такое предложение, будь оно вынесено на голосование, не пройдет. Ведь депутаты очень хорошо понимают, что может быть и им когда-то придется расстаться со своей фракцией, так зачем же себя ограничивать.

Лента новостей
0