Семьсот тысяч евро на ветер: Латвии придется стимулировать покупку электромобилей

© Sputnik / Sergey MelkonovМеждународная выставка автоиндустрии Auto 2019. Демонстрация подзарядки электромобиля Nissan Leaf
Международная выставка автоиндустрии Auto 2019. Демонстрация подзарядки электромобиля Nissan Leaf - Sputnik Латвия
Подписаться
Чтобы покрыть издержки на содержание сети станций зарядки, число электромобилей в Латвии нужно увеличить в десять раз; пока что одной из таких станций за полгода воспользовались дважды

РИГА, 4 июн — Sputnik. Госконтроль призывает государство простимулировать покупку электромобилей, иначе 700 тысяч евро из бюджета, которые будут выделены на поддержку сети станций зарядки, могут оказаться выброшены на ветер, сообщает LNT.

По заказу государства, с привлечением средств еврофондов Дирекция безопасности дорожного движения Латвии (CSDD), начиная с июля прошлого года, построила семьдесят станций быстрой заправки электоромобилей.

Зарядка для электромобилей в Старой Риге - Sputnik Латвия
"Зарядки соединяют города": в Юрмале стартует марафон электромобилей

На самой популярной из таких станций в Риге за первые полгода было произведено две тысячи зарядок, а одной из станций в Курземе воспользовались только два раза. В целом только 12% ото всех зарядок производились на станциях, большинство жителей заряжают электромобиль дома или на работе.

Сложившаяся ситуация вызывает опасения у Госконтроля, потому что при сохранении нынешней ситуации государственные деньги на поддержание станций зарядки электромобилей фактически будут выброшены на ветер.

"Когда запускался проект, который требует почти восемь миллионов евро инвестиций, планировалось, что 70% всех зарядок будут производиться на этих зарядочных станциях. Мы констатировали известные риски, которые нужно принимать во внимание, планируя деятельность сети", - заявила член правления Госконтроля Инесе Калване.

До 2021 года CSDD планирует увеличить число станций до ста пятидесяти, так что государственные расходы на них также увеличатся. Так как доходы от зарядки не покрывают издержек, за прошлые полгода понадобилось 185 тысяч евро от государства, в этом году эта сумма может достигнуть 350 тысяч евро, а когда число станций удвоится - 700 тысяч евро.

Народная площадь Григория Зубарева и Арнольда Бабриса - Sputnik Латвия
Самая крупная афера Латвии: как КОЗ разрушает экономику страны

Большая часть затрат связана с поставками электричества - распределением, передачей, компонентом обязательной закупки. Эти издержки существуют независимо от того, потребляет ли кто-то электричество. Без них затраты были бы на четверть меньше. Но попытки снизить эти издержки в переговорах с министерством экономики потерпели фиаско.

"Их нужно сократить, а в идеале отменить, потому что они мешают в том числе частным предпринимателям развивать услуги по зарядке", - считает глава отделения развития электромобильности CSDD Паулс Бейнаровичс.

В последнее время число электромобилей в Латвии растет в среднем на 30% в год, но на дорогах их все еще очень мало: по состоянию на конец мая 2019 года их было только 510, это менее 0,1% всех автомобилей. Это означает, что на одну станцию зарядки приходится семь электроавтомобилей, а это большое расточительство даже с точки зрения богатых государств. Поэтому Госконтроль критикует ответственных чиновников которые не согласовали свою деятельность, создавая сеть станций зарядки, но не стимулируя рост числа электромобилей.

"Проблема сама собой не решится. Государству в связи с этим нужно проводить известную политику", - отметила Калване.

Чтобы станции окупались, число электромобилей должно в ближайшее время увеличиться в десять раз, объяснил Бейнаровичс. Как показывает опыт Латвии и других государств, нужны сильные стимулы для покупки электромобилей, чтобы переломить привычку ездить на автомобилях, которые используют бензин и дизель, тем более что электромобили стоят вдвое больше.

Сергей Степанович Асланян — российский журналист, радиоведущий, автомобильный эксперт - Sputnik Латвия
Асланян: в нищих странах Балтии некому покупать электромобили

В 2014 году покупку электромобилей финансировали из еврофондов по линии министерства среды и регионального развития, правда, только для юридических лиц. 3,9 миллиона евро ушло на поддержку закупки примерно 180 электромобилей. Более миллиона евро по этой программе не было освоено, его перенаправили на снижение эмиссии парниковых газов и повышение энергоэффективности зданий муниципальных учреждений.

В министерстве размышляют, нужно ли выделить деньги на поддержку покупки электромобилей физическими лицами. Кроме того, для борьбы с изменениями климата может быть изменено регулирование и для обычных автомобилей. Новые правила могут быть приняты уже во второй половине этого года.

Такое регулирование необходимо, так как Латвия пообещала Евросоюзу сокращать выбросы парниковых газов, и если эти обещания выполнены не будут, государству грозят десятки миллионов евро штрафов.

Латвия - один из аутсайдеров ЕС по числу гибридных авто и электрокаров>>

Лента новостей
0