Икона эпохи эмансипации: в Риге открылась необычная выставка

© Sputnik / Sergey Melkonov"Теннисистка" - икона эпохи эмансипации
Теннисистка - икона эпохи эмансипации - Sputnik Латвия
Кто вдохновил Александру Бельцову на создание картины "Теннисистка", как менялась мода на корте и как связаны между собой теннис и феминизм

РИГА, 10 мар — Sputnik, Симона Алексеева. В Риге открылась замечательная выставка "История одной картины. Теннисистка", посвященная культовому портрету работы Александры Бельцовой. Написанное в 1927 году полотно считается одним из самых значимых творений художницы и отражает произошедшие в начале ХХ века изменения в жизни женщины. А дамы в то время массово превращались из кротких домашних созданий в настоящих эмансипе - сели за руль автомобиля, вышли на работу и прониклись феминизмом. Неслучайно в европейском искусстве того времени заправлял спортивный оптимизм.

Выставка "История одной картины" в Музее Романа Суты и Александры Бельцовой позволяет как следует исследовать контекст 20-х годов прошлого века и выдвинуть свою версию создания портрета. Ведь версий, кого именно увековечила художница, несколько.

© Sputnik / Sergey MelkonovВыставка "История одной картины. Теннисистка" Александры Бельцовой
Икона эпохи эмансипации: в Риге открылась необычная выставка - Sputnik Латвия
Выставка "История одной картины. Теннисистка" Александры Бельцовой

Согласно одной – это звезда мирового тенниса, француженка Сюзанн Ленглен. Она слыла главной законодательницей спортивных мод после Первой мировой войны и произвела на летней Олимпиаде в 1920-м году фурор своим костюмом. На корт Сюзанн выпорхнула в короткой юбке и шелковой блузе без рукавов, предав анафеме тяжелую теннисную юбку.

По тем временам это был невероятный прорыв – ведь еще в XIX веке дамы гоняли мячики в платьях до пола с фартуками и соломенных шляпках. Француженка стала двукратной чемпионкой Олимпиады-20, чемпионкой Уимблдона и превратилась в известнейшую спортсменку своего времени.

© Sputnik / Sergey MelkonovВыставка "История одной картины. Теннисистка" Александры Бельцовой
Икона эпохи эмансипации: в Риге открылась необычная выставка - Sputnik Латвия
Выставка "История одной картины. Теннисистка" Александры Бельцовой

Вторая версия более патриотическая – моделью для Александры Бельцовой могла выступить сестра ее близкой подруги, рижанка Бирута Озолиня. Она же позировала и для другой знаковой работы художницы "Черная и белая" (1925 г.) - одного из ярчайших образцов латвийского модернизма.

Бирута тоже была выдающейся особой. В возрасте 19 лет вышла замуж за итальянского дипломата Амадори и стала графиней. Она была молодой, красивой и богатой – наряды и путешествия модницы отслеживала колонка "Из жизни аристократов" в итальянской прессе. Затем брак с дипломатом рухнул, и Бирута сошлась с французским промышленником – большим любителем элитарного "белого спорта". Теоретически, благодаря мужу она и сама могла пристраститься к модному теннису.

© Sputnik / Sergey MelkonovТеннисный костюм из коллекции Александра Васильева
Икона эпохи эмансипации: в Риге открылась необычная выставка - Sputnik Латвия
Теннисный костюм из коллекции Александра Васильева

Антураж выставки "История одной картины" составляют артефакты – старинные ракетки, мячи, документальные фотографии и почтовые открытки. Есть и шелковый теннисный костюм 20-х гг. из коллекции историка моды Александра Васильева – пик смелости и авангарда по меркам того времени.

В 20-х годах ХХ века усилилась роль женщин не только в спорте, но и на арт-сцене. Именно в этот период разгорелись звезды художниц Натальи Гончаровой, Ольги Розановой и Тамары де Лемпицка. В этом контексте "Теннисистка" - настоящая икона эпохи эмансипе, на которой женщина-художница изобразила даму-спортсменку.

© Sputnik / Sergey MelkonovВыставка "История одной картины. Теннисистка" Александры Бельцовой
Икона эпохи эмансипации: в Риге открылась необычная выставка - Sputnik Латвия
Выставка "История одной картины. Теннисистка" Александры Бельцовой

Расположенный по адресу ул. Элизабетес, 57а, кв. 26 Музей-квартира Романа Суты и Александры Бельцовой – одно из любопытнейших и самых камерных заведений латвийской столицы. Поднявшись несколько этажей на старинном лифте, ты словно совершаешь путешествие во времени.

В общей сложности Музей владеет четырьмя тысячами предметов искусства, созданных плодотворным творческим союзом Бельцовой и Суты – от расписанных в мастерской Baltars тарелок, за которыми сегодня охотятся коллекционеры фарфора, до набросков и эскизов. Ну а выставка "История одного портрета. Теннисистка" в аутентичных интерьерах квартиры художников продлится до 17 августа.

Подробнее о Музее можно прочитать на его сайте.

Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала