РИГА, 9 фев — Sputnik. Международный союз кинематографистов (UNIC) опубликовал отчет о посещаемости европейских кинотеатров в 2018 году.
По сравнению с рекордным 2017 годом европейцы в прошлом году ходили в кино на 3,3% меньше, однако все же купили 1,25 млрд билетов за 8 млрд евро. Жители ЕС побывали в кино в общей сложности 950 млн раз за год.
Несмотря на то, что владельцы европейских кинотеатров продолжают инвестировать в развитие технологий и привлечение аудитории, необычно теплое лето и Чемпионат мира по футболу привели к падению интереса к кино во многих странах. Кассу делало не европейское кино: чемпионами проката стали "Богемская рапсодия", "Mamma mia-2", "Суперсемейка-2", "Отель Трансильвания-3" и "Мстители: Война бесконечности".
Одним из исключений стала Великобритания - в этом году кинотеатры страны посетили 177 млн человек, таких высоких цифр не было с 1970-х годов. Польские кинотеатры привлекли почти 60 млн зрителей, на 5,5% больше, чем в прошлом году, благодаря отечественным хитам "Священники" и "Женщины мафии". В Румынии за последние десять лет число кинозрителей выросло в четыре раза, и в 2018 году в стране были проданы 14,5 млн билетов.
В Турции в кино побывали более 70 млн человек, а 62,9% сборов пришлись на долю отечественных
фильмов. Популярностью национальный кинематограф пользуется и во Франции - среди чемпионов проката сразу три французских фильма, а всего на них пришлось почти 40% сборов. В 2017 году Россия обогнала Францию по числу кинозрителей, и в 2018 году этот результат удалось повторить, в том числе благодаря кассовым успехам отечественных хитов "Движение вверх" и "Лед".
Зато кинотеатры в германоязычных странах и Южной Европе потеряли зрителей: посещаемость снизилась в Германии, Австрии и Швейцарии, Италии, Греции и Португалии. Кинотеатрам Дании удалось продать больше билетов, чем в прошлом году, благодаря успеху датского "Журнал 64", прибавилось кинозрителей и в Норвегии, зато в Финляндии количество проданных билетов сократилось на 8,2%.
В Центральной и Восточной Европе в кино стали ходить больше, за исключением Словакии и Болгарии, которым не удалось повторить рекордные результаты прошлого года.
Национальные кинематографы Албании, Австрии, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Кипра, Германии, Греции, Венгрии, Ирландии, Израиле, Италии, Македонии, Нидерландов, Португалии, Румынии, Словакии, Словении, Черногории, Швеции, Швейцарии и Украины в этом году потерпели сокрушительное поражение - в пятерке лидеров проката в этих странах нет ни одного отечественного фильма.
Более того, за двумя исключениями, иностранные фильмы в европейском прокате были выпущены в США. Сломить эту тенденцию удалось только британской ленте "Агент Джонни Инглиш", которая вошла в пятерку самых кассовых на Кипре и в Черногории, и сербскому фильму "Южный ветер", лидеру проката в Боснии и Герцеговине, Черногории и самой Сербии.
Самыми большими патриотами оказались кинозрители Турции - все пять лидеров проката были сняты в самой стране.
Три отечественных фильма из пяти вошли в пятерку кассовых хитов в Эстонии, Литве, Латвии и Польше. В Латвии это были Homo Novus, "Кольцо Намея" и "Фонд криминального превосходства", но на первом месте все же оказалась третья часть мультфильма "Отель Трансильвания".