Рижский порт - Sputnik Латвия
Транзит
Транзит грузов по латвийской железной дороге и через ее порты сокращается на протяжении уже нескольких лет. В значительной степени это обусловлено решением России переориентировать экспортные поставки на отечественные порты на Балтике.

Дорого и политически неправильно: уголь в Латвию Россия не вернет

© Sputnik / Евгений Епанчинцев / Перейти в фотобанкДобыча угля на Апсатском угольном месторождении в Забайкальском крае
Добыча угля на Апсатском угольном месторождении в Забайкальском крае - Sputnik Латвия
Подписаться
РЖД в этом году могут не удовлетворить около 10% заявок угольщиков на экспорт по загруженным направлениям, считают эксперты

РИГА, 23 янв — Sputnik. Россия вряд ли увеличит объем перевалки угля в Латвии и Эстонии, даже несмотря на нехватку собственных портовых мощностей. Скорее, грузопоток пойдет по сухопутному маршруту в Китай или через северокорейский порт Раджин, освобожденный от санкций на транзит, считают эксперты, опрошенные газетой "Коммерсант".

Цены на уголь продолжают стимулировать экспорт, однако РЖД предупредили участников рынка, что в 2019 году смогут перевезти достаточно ограниченный объем угля. По словам замглавы компании Алексея Шило, РЖД в этом году закладывают рост по погрузке угля в 3,5% (в 2018 году рост составил 4,6%, в 2017-м – 9,1%). Причина такого скромного роста погрузок — ограничения инфраструктуры, угольщики используют уже загруженные экспортные направления. До 2020–2021 гг., пока не закончится первый этап модернизации БАМа и Транссиба, будут достроены терминалы в Усть-Луге и, возможно, в Тамани, введут порт Вера, роста показателей погрузок до уровня 2017 года ждать не приходится.

Добыча угля - Sputnik Латвия
Латвии ничего не останется: РФ готовит еще один порт под перевалку угля

Поэтому РЖД предложили грузоотправителям заранее рассмотреть альтернативные маршруты, среди них — порты Грузии, Турции, через Калининград в Польшу и другие.

Источник в угольной отрасли, комментируя возможность освоения новых экспортных направлений, заявил, что хотя в Грузии появляются угольные терминалы, Черное море — ограниченный рынок. А Калининград дороже с точки зрения железной дороги и не может конкурировать с Усть-Лугой по глубине.

Ряд экспертов отмечают, что альтернативные направления, предлагаемые РЖД, специфические и требуют усилий для перевода даже небольших грузопотоков, что для большинства угольщиков экономически нецелесообразно.

"Без специальных тарифных преференций со стороны РЖД рост перевозок угля на них маловероятен, полагает он, но монополия освоила "тарифный коридор" (скидки к тарифу), и можно пробовать формировать грузопотоки во втором полугодии", - считает глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров.

В свою очередь, Максим Худалов из АКРА отметил, что в качестве альтернативы российские угольщики могли бы вернуться к Эстонии и Латвии, но это "дорого и политически неправильно". Другой вариант — северокорейский порт Раджин, освобожденный от санкций на транзит, можно задействовать крымские порты, но проблемы с экологией и турпотоком будут сдерживать отгрузки, полагает эксперт.

Перевалка угля в Рижском порту - Sputnik Латвия
В РФ объяснили прирост перевалки угля в Риге и сказали, когда это закончится

"Наиболее вероятным сценарием станет рост отгрузок в Китай по сухопутным направлениям", — заключил Худалов.

Ранее Sputnik Латвия сообщал, что Россия намерена воспользоваться ростом цен на уголь и увеличить его экспорт в направлении стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Президент РФ Владимир Путин на совещании по ТЭК, которое состоялось в августе прошлого года, нацелил компании на общую работу по увеличению поставок угля за рубеж.

Глава государства подчеркнул важность увязки планов компаний по добыче угля с программами развития РЖД и морских портов. Он напомнил, что развитие восточного полигона железных дорог, "расшивка узких мест на БАМе и Транссибе" обозначены как приоритетные цели развития транспортной инфраструктуры России на ближайшие годы.

Лента новостей
0