"Пора создавать комиссию по прощению": страсти по "мешкам ЧК" не утихают

Подписаться
Рассекреченная картотека агентов КГБ и откровения бывших "чекистов" продолжают будоражить общественность Латвии - историй так много, что некоторые даже задумались над созданием еще одной комиссии

РИГА, 28 дек - Sputnik. Ни Рождество, ни приближающийся Новый год не смогли отвлечь латвийцев от изучения архивов КГБ. Несмотря на то, что все громкие имена из опубликованной картотеки КГБ уже, кажется, названы, страсти не утихают - пришло время откровенных историй от самих "чекистов", которыми те делятся как при помощи местных СМИ, так и в личных блогах.

Однако латвийцы к этому отнеслись, похоже, с сарказмом. Так, Салвис Лиелбардис в Twitter сравнил вопрос о сотрудничестве с КГБ с вопросом об очень интимном процессе.

​"Вопрос о сотрудничестве с КГБ можно сравнить с вопросом о мастурбации. 95% это не делали, хотя известно, что не делали только 5%, которые были импотенты! В конце концов списки опубликованы! И да, я в свое время мастурбировал три раза в день!" - пишет Лиелбардис.

Другие обсуждали содержимое "мешков ЧК" даже в тесном семейном кругу.

​"Семейный чат превратился в чат "кто из наших знакомых мог бы быть и не быть в мешках чекистов", - делится с подписчиками Ирбе Шмите, снабжая свой твит хештегом #СчастливогоРождества

В свою очередь известный юрист Эдгарс Пастарс предложил свой рецепт "лекарства от гнева" в связи с опубликованной картотекой КГБ.

​"В конце концов надо создать комиссию по прощению, чтобы каждый, кто упомянут в материалах КГБ, мог бы рассказать свою историю. Нормальная мировая практика в случае бывших коллаборантов режима и пострадавших", - поделился мыслью юрист Пастарс, добавив, что комиссию следовало бы создать из миллениалов, которых не могло быть в "мешках".

Кто-то из комментаторов поддержал эту идею, другие отнеслись к ней с большим скепсисом.

​"Нормально было бы, как в Литве: стукачи могли прийти и рассказать все, их имена не публиковали. В Латвии поначалу агенты тоже были готовы говорить, а потом узнали, что на них ничего нет, и замолкли. Тому, что этого не произошло, есть только одно объяснение: 27 лет ими могли манипулировать", - полагает некий Ян Янсонс.

"Во всех странах, где такие комиссии были созданы с 70-х годов, это произошло после смены режима, поэтому в них был практический смысл. После 30 лет от этой затеи, к сожалению, смысла очень мало", - считает Мартиньш Капранс.

​"Есть психоаналитики", - ответил на идею о создании комиссии Олавс.

Истории "чекистов" и "каминг-ауты"

Напомним, после публикации картотеки КГБ с откровенными рассказами выступили сразу несколько известных латвийцев. Так, предприниматель Евгений Гомберг выложил в Facebоok свою карточку "агента КГБ" и рассказ о том, что никогда не был агентом, а просто являлся сотрудником Бюро международного молодежного туризма "Спутник". Карточка на него была заведена ради статистики, и это подтвердил даже суд, заверил Гомберг.

Другой "агент КГБ", писатель-фантаст, поэт и член Союза писателей Латвии Николай Гуданец совершил "каминг-аут", выложив в Facebоok свою карточку и чистосердечное раскаяние. "Был дураком, не понимал, что с дьяволом нельзя играть в его игры", - объяснил он читателям и заверил, что не жалеет об этом опыте.

"Мне не перед кем каяться, никто из-за меня не пострадал. Но если бы можно было прожить жизнь заново, я бы поступил иначе, отказался бы от любых встреч и бесед. А если кто-либо назовет меня стукачом и не подаст руки, я это приму, ибо заслужил", - отметил Гуданец.

За этими признаниями последовали и другие. Депутат Сейма от партии "Согласие" Игорь Пименов на странице в Facebook сообщил, что о наличии на его фамилию карточки в архивах КГБ он узнал много лет назад – при получении латвийского гражданства. По его словам, он был общественным гидом "Спутника" - Бюро международного молодежного туризма при ЦК комсомола Латвии, и суд признал, что тайного сознательного сотрудничества с КГБ не было.

Оказалось, что в "мешках КГБ" числятся почти все бывшие ректоры Латвийского университета. Один из них, ученый Марцис Аузиньш, который и ранее не скрывал того факта, что сотрудничал с КГБ, был вынужден даже опубликовать текст с объяснением всех нюансов своей работы и "вербовки".

По словам Аузиньша, он сотрудничал с КГБ, чтобы получить возможность стажировки в Пекинском университете. Читателям ученый подробно рассказывает о том, что делал по поручению комитета.

"Для латвийского общества было бы лучше, если бы содержимое "мешков ЧК" было обнародовано сразу, когда они попали в руки структур, восстановивших независимость государства. Сейчас многие из тех, чьи имена можно найти в мешках, уже не могут ничего рассказать - они умерли", - отметил Аузиньш.

Но больше всего жителей Латвии потрясло число представителей культуры и творческой интеллигенции в "мешках ЧК". Среди них оказались известная художница Майя Табака, актер Янис Яранс, член рок-группы Līvi Айварс Бризе, музыкант Робертс Гобзиньш и даже прославленный режиссер Янис Стрейчс.

Публикация картотеки КГБ вызвала массу критики среди их коллег. Так, известная художница Джемма Скулме заявила, что обнародование архивов ничего не решит. "Не улучшит демографию, не уменьшит число уехавших, не решит вопрос маленьких зарплат и доплат к пенсиям, и налогов", - отметила она в одном из интервью.

Сотрудница в научной библиотеке - Sputnik Латвия
Последний глава МВД Латвийской ССР: в "мешках ЧК" оставили всякую ерунду
Суды завалят исками

Так или иначе, но пока одни оправдываются и пишут слезливые истории о том, как их вербовали, другие не сидят сложа руки и уже решили отстаивать свою честь и достоинство в суде, пишет nra.lv.

Правда, тут, как оказалось, не все так просто. Как сообщила представитель судебной администрации Инара Макарова, с того момента, как в интернете была опубликована часть архивных документов КГБ, в суды Латвии уже обратилось множество людей, которые хотят доказать свою непричастность к сотрудничеству с КГБ.

Точное число обратившихся Макарова не назвала, отметив, что заявителей было "сравнительно много". Также представитель суда отметила, что первоначально суд не занимается рассмотрением этого вопроса, поэтому жителям необходимо обратиться в прокуратуру.

В свою очередь, в прокуратуре заявили, что пока ни одно заявление ими получено не было. Согласно закону "о хранении, использовании документов бывшего КГБ, а также констатации факта сотрудничества", прокуратура возбуждает проверочное дело не позже, чем через пять дней после получения запроса о констатации факта сотрудничества. Затем в ходе досудебного расследования прокурор обстоятельно выясняет, сотрудничал человек с КГБ или нет. После того как прокурор сделал свое заключение, он знакомит с ним заявителя и отправляет дело в суд, который уже выносит свое решение о признании факта сотрудничества с КГБ.

Напомним, что часть картотеки КГБ Латвии (всего 10 тысяч 612 карточек) была опубликована 20 декабря на платформе kgb.arhivi.lv. Документы опубликованы в отсканированном виде - основная часть карточек на русском языке, а текст написан от руки. Споры о необходимости открыть архивы КГБ в Латвии шли на протяжении десятилетий и не утихают по сей день. По одной из версий, самая ценная часть архивов могла быть вывезена в Москву еще в начале 1990-х годов.

Лента новостей
0