Режиссер рассказал о правдивых фильмах и о том, что потеряло кино без Артусса Кайминьша

© Sputnik / Рамиль Ситдиков / Перейти в фотобанкРежиссер фильма "Битва за Севастополь" Сергей Мокрицкий
Режиссер фильма Битва за Севастополь Сергей Мокрицкий - Sputnik Латвия
Подписаться
Российский режиссер Сергей Мокрицкий рассказал, что потерял кинематограф из-за того, что Артусс Кайминьш ушел в политику, есть ли правдивые фильмы о войне, и что Рига дала российскому кинематографу

РИГА, 22 дек — Sputnik, Евгений Лешковский. В рамках проекта "Культурная линия" в Ригу приехал встретиться с ценителями кино один из самых известных российских режиссеров последнего времени - Сергей Мокрицкий, чьи картины, например, "Битва за Севастополь" и "Черновик", посмотрели миллионы – не только в его родной стране, но и за ее пределами, конечно, и в Латвии в том числе.

Вместо большого кино политический цирк

Ведущая "Культурной линии", известная латвийская журналистка Ольга Авдевич рассказала корреспонденту Sputnik то, что осталось "за кадром" встречи Сергея Мокрицкого с рижскими ценителями его таланта.

Оказывается, как только режиссер приехал в Ригу, он сразу спросил, как сложилась актерская судьба "исключительного талантливого паренька Артурчика". Правда, фамилию Артурчика Сергей Мокрицкий подзабыл, зато назвал свой фильм, в котором "паренек" снимался. Это - "Четыре возраста любви". Артурчик играл молодого монаха Олежку - контуженного бойца: его приютили в монастыре (картину снимали на Валдае) в качестве послушника. Его родителей сыграли Алексей Серебряков и Юлия Рутберг. Также в той картине снимались Игорь Ясулович и Лия Ахеджакова.

Депутат Сейма Артусс Кайминьш - Sputnik Латвия
Кайминьш: совесть не позволяет мне быть в коалиции с СЗК
"Паренек Артурчик" попробовал себя в настоящем большом российском кино, а до этого болтался, как ведро в проруби, – между латвийской сценой и американской кинокухней. С последней у Артурчика не сложилось, он сам об этом рассказывал, зато, по его словам, все шло более чем успешно в России. Но вот случилась политика – и "талантливый паренек" стал депутатом Сейма Артуссом Кайминьшем. Увы, коллеги не очень ценят его актерские заслуги, чаще в разговорах отправляя его не на сцену театра, а на арену цирка.

Режиссер Мокрицкий искренне расстроился, заметив, что у Кайминьша были все шансы в большом кино.

Рига дала много российскому кинематографу

На встрече с рижанами Сергей Мокрицкий рассказал, что с Латвией его связывают давние тесные дружеские знакомства: "Все началось еще с операторского факультета ВГИКа, где я учился вместе с нынешним главой Гильдии кинооператоров Латвии Гинтсом Берзиньшем, наконец, у нас большая творческая дружба с бывшим рижанином, актером Никитой Тарасовым. Он у меня снимался в двух фильмах, и я намерен продолжать с ним работать".

Вход к кинотеатру указывала дорожка в виде гигантской кинопленки - Sputnik Латвия
Такое кино: легендарный рижский кинотеатр Splendid Palace отпраздновал 95-летие
Сергей Мокрицкий вспомнил то время, когда у него во ВГИКе был, на самом деле, удивительный курс, ведь учились люди со всего Советского Союза и не только: два узбека, киргиз, украинец, эстонец, латыш, вьетнамец, ливанец. Мастером того курса был Александр Гальперин, который в 1937-м снял фильм "Трактористы" и с 1939-го преподавал во ВГИКе.

"Мне очень нравилось приветствовать его рукопожатием, и я всегда на секунду задерживал его руку в своей. А потому, что его рука здоровалась с самим Эйзенштейном. И снова – о Риге. Эйзенштейн ведь был вашим земляком. Александр Владимирович очень точно отобрал людей на наш курс, и потому у всех у нас сложилась яркая творческая жизнь", - говорит Мокрицкий.

К примеру, лидером на курсе был оператор Андрей Жегалов, который снял много прекрасных фильмов, например, "Остров" Павла Лунгина, "Кукушку" и "Блокпост", "Турецкий гамбит", наконец, "Мама, не горюй" и "Особенности национальной охоты". А другой однокурсник Сергея Мокрицкого - Григорий Яблочников: он теперь в России ведущий оператор по подводным съемкам.

О войне – без вранья

Но больше всего на встрече с рижанами Сергей Мокрицкий говорил, конечно, о фильмах о войне. Из зала задали тему: недавно на радио "Свобода" проводили опрос "существуют ли правдивые фильмы российского производства о Великой Отечественной войне". И удивительно, но 45% респондентов ответили: нет таких. Или вовсе неудивительно, что "Свободе" так ответили? Слово – Мокрицкому, который снял достаточно знаковые ленты о войне - "Битва за Севастополь" и "Я – учитель".

Режиссер Сергей Мокрицкий - Sputnik Латвия
Мокрицкий о Говорухине: людей такого калибра становится все меньше
"Конечно, это глупости, будто в России, а ранее - в СССР не снимали правдивых фильмов о Великой Отечественной. Разумеется, можно найти какие-то случайные ляпы или досадные (но несущественные) ошибки, однако, в целом с фильмами о войне, особенно, теми, что снимали в Союзе, все в порядке.

Язык не повернется сказать, будто Чухрай, прошедший всю войну, снял лживую "Балладу о солдате", или Тодоровский врал в "Военно-полевом романе". А знаете, что Стивен Спилберг рассказывал? Прежде чем приступить к съемкам "Спасти рядового Райана" он посмотрел эпопею Озерова "Освобождение", поскольку хотел понять, что уже в истории кино существует на военную тему. И я картину "Битву за Севастополь" делал правдиво. Думаю, получилось", - говорит Мокрицкий.

Тогда – Севастополь, потом - Одесса

Сергей Мокрицкий убежден: те, кто рассуждают "о правде" в фильмах о войне, попросту не понимают, что правда у каждого своя. У генерала – одна правда, у солдата - другая.

"Сегодня многие кричат, что солдаты в той войне были бесправны. Но те самые крикуны не понимают, что, на самом деле, армия и основана на бесправии солдат, и в армии нет демократии. И именно поэтому существует армия, не сплошной разброд и шатание – как в демократическом гражданском обществе. А моя задача как режиссера заключается не в том, чтобы говорить "правду о войне", но в том, чтобы создать художественный образ.

Актеры Мирдза Мартинсоне и Ивар Калныньш - Sputnik Латвия
Будто у вас талантов, как собак нерезаных: киновед раскритиковала Латвию
Фильм - это не салат, в нем невозможно раскрыть все темы и показать всю абсолютную правду и даже истину. В фильме "Битва за Севастополь" в центре главной темы - 25-летняя девушка. Ей пришла пора любить, но она попадает в жернова войны и побеждает обстоятельства, которые, на самом деле, выше ее", - замечает режиссер.

Он рассказал, что "Битву за Севастополь" стали снимать, когда Россия и Украина еще дружили. И первые кадры были сняты в Севастополе. Но позже роль Севастополя уже стала играть Одесса. А саму Одессу снимали под Киевом. Такая вот киношная география.

Те, о ком говорил Сталин

Сейчас Сергей Мокрицкий тоже работает над картиной о событиях Великой Отечественной войны. Эта лента будет приурочена к юбилею его родного ВГИКа: в будущем году он отметит свое 100-летие.

"Этот фильм будет основан на реальных событиях. В ноябре 1941-го немцы стояли в Химках, в 25 километрах от Кремля. Группа молодых студентов-кинооператоров, которые должны были эвакуироваться вместе со ВГИКом в Алма-Ату, попросились на фронт операторами. Вместе с ними воевали и другие операторы. Их было 258 человек.

Благодаря этим людям мы имеем документальную хронику Великой Отечественной. Их материалы легли в основу фильма "Разгром немецко-фашистских войск под Москвой", который тогда посмотрела вся страна. И Сталин сказал, что этот фильм стоит нескольких дивизий. Картина демонстрировалась в Америке и получила "Оскар". Советский Союз до этого фильма "Оскаров" не получал. Судьбы у этих ребят потрясающие. Вот о восьмерых из них, студентах ВГИКа, и будет мое следующее кино. И в его основе лежит абсолютная правда", - подчеркнул режиссер.

Лента новостей
0