В 40 километрах от границы с Латвией: русско-латышская "Сакта", где не делят

© Sputnik / Sergey MelkonovХудожница, писательница и журналистка Ирена Панченко
Художница, писательница и журналистка Ирена Панченко - Sputnik Латвия
Подписаться
"Я прикипела к Пскову", - призналась латышка без гражданства Латвии, без языка, живущая в 40 километрах от границы с родиной. Журналист, писательница, поэтесса Ирена Панченко. Глава общества "Сакта" - русско-латышского

РИГА, 16 ноя — Sputnik, Алексей Стетюха. Интересно было узнать, как живут русские латыши в 40 километрах от границы с родиной. Как встречаются, как праздники отмечают, помнят ли о грядущем столетии латвийской государственности?

Поэтому еще одной точкой в Пскове, которую необходимо было посетить, стала квартира председателя русско-латышского общества "Сакта" Ирены Язеповны Панченко.

На пути к Пыталову - кусочку земли, от которого Латвия отказалась>>>

— Слушай, у нас есть час свободного времени. Надо быстро успеть заскочить к главе местной диаспоры русских латышей.

— А зовут как?

— Ирена Язеповна.

— Латышка что ли?

— Да ну, с чего ты взял?

На Рижском

Псков действительно маленький город. И по географическим масштабам, и по человеческим. Все друг друга знают. Раз схватившись за тематическую ниточку, без труда разматываешь целый клубок связей, знакомств и рекомендаций.

— Ирена Язеповна, добрый день! Тут журналисты из Риги приехали. Можете с ними поговорить?.. Да нет, буквально полчасика. Спасибо вам!

Вокзал станции Пыталово - Sputnik Латвия
Абрене: краткая история латышской тоски и фантомной боли

— Ребят, в два часа на Рижский проспект подъедете. Она вас будет ждать.

Складывается ощущение, что здесь все живут на Рижском проспекте.

Подъезжаем, поднимаемся, звоним в нужную квартиру. Нас встречают у порога.

— Здравствуйте! Я Ирена.

— Я Алексей, это Сергей. Очень приятно.

— И мне тоже. Проходите в мой рабочий кабинет.

Русско-латышское общество

Рабочим кабинетом оказывается кухня. С левой стороны стоит стол с двумя ноутбуками, у окна — мольберт с холстом. Справа — газовая плита, поварешки, кастрюли. Посередине — накрытый стол.

Ирена Панченко родилась в Латвии. В 1949 году вместе с семьей была репрессирована. Ссылка в Омск. Выучить родной язык так и не успела, зато прекрасно справилась с русским. Мечтала стать пионервожатой. Стала журналисткой, писательницей, поэтессой и художницей. В 69-м переехала в Псков и влюбилась. В первую очередь — в город. Пятнадцать лет назад образовалось русско-латышское общество "Сакта".

"Мы были областной организацией. Связи с Латвией были крепкими, а визу получить было очень сложно. Поэтому, когда был брошен клич "давайте соберемся", отозвались очень многие. На учредительном собрании было 150 делегатов со всей области", — вспоминала писательница.

На сегодняшний день "Сакта" продолжает числиться областной, но, по факту, уже превратилось в городскую организацию. Все мероприятия проходят в Пскове — добираться до них из района сложно. Но связь с внешним миром все равно осталась.

Здесь не делят

Общественная организация "Сакта" называется русско-латышской. Здесь не делят. Практически все семьи смешанные. Дети, рожденные здесь, в Пскове и области, в паспорте указывают разные национальности: кто-то называет себя русским, кто-то латышом. Они собираются, им интересно. Больше ничего и не надо.

Члены организации встречаются в основном по праздникам. Рождество тоже празднуют вместе, но с учетом общих интересов. Чтобы не отрывать от семьи ни православных, ни католиков, рождественские гулянья устраивают 13 января — в старый Новый год.

"Раньше еще и Лиго отмечали. Собирались все вместе, выезжали на озеро, все было хорошо. Но получилось так, что большинство наших на это время стало активно уезжать в Латвию. Не все же в Ригу едут, у многих родня в близлежащих городах. До границы ехать — 45 километров. Поэтому с Лиго тут у нас не сложилось", — объяснила Ирена.

Постоянно ловлю себя на мысли, что тянет задавать те же вопросы, которые задавались в Сибири. В голове перманентно держится установка: "они не дома", 45 километров до родины, пусть и этнической. В Челябинске, Омске, Красноярске люди мечтают хоть раз доехать до Латвии. Для них это целое путешествие. Здесь, в Пскове, — это совершенно стандартная поездка. Пара часов — и ты в Риге.

Псков на всю жизнь

К столетию Латвии обществ "Сакта" тоже готовится. У большей части в Латвии живут родственники. Но даже те, у кого на этнической родине никого нет, все равно собираются поехать туда.

Ирену Язеповну можно слушать бесконечно. Поступив в Великолукский университет, она случайно знакомится с псковскими тележурналистами. Застолье, слово за слово и Ирену зовут работать в Псков. Воодушевившись, она начинает закрывать текущие дела, спустя три месяца приезжает в Псков и выясняет, что вакансии уже нет. Тем не менее спустя полгода место для журналистки нашлось. В газете "Псковская правда". Потом замужество.

Карта действий Лиги Молодежи - Sputnik Латвия
Латвийцы не стесняются просить помощи: "Лига молодежи" - между Россией и Латвией

"Через какое-то время мужа направили в Питер. Тогда я поехала за ним. Потом его перевели в Германию. Я уже была готова развестись, не могла постоянно жить в разлуке. Но он написал мне, что сломал ребра, и я передумала. Это оказалось неправдой, но я благодарна ему за это вранье. У нас появился ребенок. Потом из Германии мы все равно разъехались в разные стороны. Но я на тот момент поняла, что я на всю жизнь полюбила Псков. Моя дочка живет в Европе, большинство родственников — в Латвии. Часть родственников в Польше. А сама я прикипела к Пскову. Двойное гражданство я так и не получила, потому что язык я не знаю. Я его учила полгода, но зубрить его бесполезно. Нужно общение. А общения нет", — рассказала женщина свою историю любви с Псковом.

Мы разговариваем уже час, а ощущение такое, что это все еще предисловие. Странно, проблемы, которые в Латвии кажутся нерешаемыми, — незнание языка, многонациональная община, здесь, на расстоянии, в миниатюрном макете нашего общества, не стоят выеденного яйца.

Общество, заинтересованное в согласии, находит компромиссы, не прилагая к этому никаких усилий. Общество, в котором важен результат, а не процесс борьбы.

Лента новостей
0