Олег Сысолятин: Латвии сто лет – а русских вроде как и нет

© Sputnik / Sergey MelkonovОлег Сысолятин на митинге в поддержку Гапоненко и Линдермана
Олег Сысолятин на митинге в поддержку Гапоненко и Линдермана - Sputnik Латвия
Подписаться
В год столетия Латвии националы из Минкультуры в упор не замечают огромную русскую общину страны, а то, что русские и латыши друг другу не чужие, понимают лишь немногие

РИГА, 1 окт — Sputnik, Евгений Лешковский. Мероприятия в честь столетия Латвии организует министерство культуры во главе с Даце Мелбарде из Национального объединения. Для нее и ее партийных коллег русские - это "вши в шубе", и им точно не место на празднике жизни по случаю юбилея государства.

Для латышских националистов было бы совершенно нелогичным допускать на официальные мероприятия русские культурные организации. Но удивительно другое. Почему основная масса вроде бы вполне вменяемых латышских представителей культуры молча согласилась с ультранационалистами и смотрит теперь на любые русские творческие организации свысока?

Вот, например, и традиционные Дни русской культуры, которые запланированы на конец октября, пройдут без какой-либо поддержки со стороны государства и без логотипа Latvija 100.

Искаженные лица "правильной культуры"

Забытые государством Дни русской культуры - лишь один из примеров. О других корреспондент Sputnik поговорил с одним из лидеров русского движения Латвии, создателем организации "Северный поток", активистом Штаба защиты русских школ и Русского союза Латвии Олегом Сысолятиным. Он по образованию художник и со своими коллегами из среды так называемой латышской интеллигенции общается часто. Раньше с ними даже выставки общие проводил, но только не в этот год – год столетия Латвии. Странно?

Утренняя пресса - Sputnik Латвия
Русские никогда не были за независимость Латвии: о чем писали латышские СМИ

"Во время движения Атмоды латыши многое обещали русским, чтобы заручиться их поддержкой на пути к независимости. И русские школы тут должны были сохраниться, и гражданство всем гарантировали. И мы, честно скажу, были уверены, что вместе нам по пути – строить счастливое будущее: и лет через десять мы думали зажить, как счастливые скандинавские страны. Но с тех пор, с начала Атмоды, прошло уже почти тридцать лет", - говорит Олег Сысолятин.

Треть века прошла с тех пор! И что мы видим? Русские школы закрывают, гражданство дают выборочно, памятники "врагов" сносят - вот и до монумента Освободителям Риги кое-кто хочет добраться. Национальное объединение прямо говорит о необходимости демонтажа мемориала. Конечно, подает голос и Даце Мелбарде – министр культуры. А ведь именно это министерство во главе так называемой латышской интеллигенции – той самой, где большинство людей - это активисты Атмоды, обещавшие в 1980-х русским многое. С кем вы, мастера культуры?

Десять лет назад Олег Сысолятин вместе с Александром Гапоненко провели первую выставку – "На одной земле, в одном доме". Там были представлены самые разные работы художников, скульпторов. И потом звучали яркие отклики в том числе от латышей, которые в выставке участвовали. Другая организованная ими выставка - это "Лица Латвии": портреты людей самых разных национальностей, которые внесли вклад в развитие республики.

Вместо выставки – пытки от Полиции безопасности

"У нас с Александром в каждой выставке всегда участвовали латышские творческие люди. Мы хотели в этом году снова провести выставку "На одной земле, в одном доме. Десять лет спустя". Но в самом начале процесса организации Александра, как вы знаете, арестовали. Благодаря Полиции безопасности наши планы накрылись", - рассказывает Олег Сысолятин.

Александра Гапоненко освободили до суда - Sputnik Латвия
Веревка, мыло и виселица: как Гапоненко выжил в тюрьме

Он и Александр Гапоненко хотели, чтобы в экспозиции участвовали и живописцы, и графики, и скульпторы. Выставка должна была бы пройти именно к дате столетия Латвии – к ноябрю. Увы, теперь не успевают все организовать, поскольку после издевательств и пыток сотрудниками Полиции безопасности Александр Гапоненко, освободившись из тюрьмы, слег в больницу и лишь недавно более-менее начал приходить в себя.

"Конечно, мы еще с ним организуем выставку, но именно к столетию не успеем. Но парадокс еще и в следующем. Некоторые латышские художники, мои одноклассники, отказываются теперь участвовать в совместной выставке, потому что я в Русском союзе Латвии.

Ну и что, что я в партии? Друзья, мы же с вами вместе учились еще в школе Яна Розенталя!" – говорит Олег Сысолятин.

Не то кому-то ущемляли

Эту школу в свое время закончила целая плеяда самых известных латышских художников. Кстати, интересные особенности. Сейчас принято говорить, как ущемляли латышей в советские годы, например, не давали им учиться на родном языке. Вот всего-навсего история школы Розенталя.

Марш рассерженных родителей в Риге в знак протеста против реформы в русских школах - Sputnik Латвия
Стать латышами или уехать из Латвии: русские без национальности

Была установка правительства, что в один класс можно принимать столько-то детей, две трети которых обязаны быть латышами. И русским детям попасть в эту школу было крайне сложно. И уже тогда все специальные художественные предметы были только на латышском языке.

"А в Академии художеств и вовсе обучение велось только на латышском языке – это в советские годы. Кого ущемляли? И установка была такая – из Москвы: в республиканских художественных вузах должны быть национальные кадры, а русских, мол, и в России хватает. Поэтому, когда слышишь стоны латышской интеллигенции об ущемлении их национального чувства, понимаешь, что это банальное вранье", – продолжает Олег Сысолятин.

Кстати, похожая установка была и для музыкальных вузов Латвии, и медицинских, и многих других. Причем самые-самые отпетые националы, которые состояли и в рядах Клуба защиты среды (будущие "зеленые"), и в ТБ/ДННЛ, – это те, кто учился на родном латышском языке в советские годы.

Им не просто тогда давали творить на родном латышском, но и поощряли это – в ущерб русским.

Имя Валентина Пикуля не золотом пишем

Нехорошие чувства вызывает то, что в год столетия Латвии националы из министерства культуры (да и вообще из госструктур) в упор не замечают огромную русскую общину страны. Дни русской культуры в конце октября пройдут при полном игнорировании со стороны Минкультуры – их нет в программе "Латвии-100". Нет в этой Латвии и писателя Валентина Пикуля, которому в этом году исполнилось бы девяносто лет.

Антонина Пикуль - Sputnik Латвия
Чтобы не переписывать историю: герои Пикуля оживают в новой книге

"Я состою в оргкомитете по мероприятиям празднования девяностолетия Пикуля. Туда входит немало достойных людей, решивших напомнить Латвии о Пикуле. А ведь его официально в Латвии словно бы и нет вовсе. Но назовите мне хотя бы одного латышского писателя, книги которого были бы столь же любимы и читаемы в мире. Нет таких. Или я не прав? Знаете ли вы, что общий тираж книг Пикуля превышает пятьсот миллионов экземпляров?" – спрашивает Олег Сысолятин.

По его мнению и по мнению еще очень многих, имя Пикуля должно быть в золотом фонде Латвии. Однако в Риге нет даже официального музея, а памятные таблички на домах, где жил Пикуль, открывали при поддержке местных общественников и России, но только не Министерства культуры Латвии.

"Мне лично очень не нравится то, что русские и латыши словно бы на разных берегах реки. Мы в Латвии не чужие. Только понимают это теперь немногие", - говорит Олег Сысолятин.

Балуев: кто отрицает Русский мир, еще пожалеет об этом>>

Лента новостей
0