Вопреки всему: легендарный РЭЗ отмечает 130-летие

© Sputnik / Sergey MelkonovНа заводе сохранился литейный цех
На заводе сохранился литейный цех - Sputnik Латвия
Подписаться
До сих пор и вопреки всему легендарный Рижский электромашиностроительный завод является крупнейшим производством в столице – и без его продукции не могут обойтись многие страны

РИГА, 29 сен — Sputnik, Евгений Лешковский. Большинство латвийцев до сих пор уверены, что у РЭЗа (он же RER – Rīgas elektromašīnbūves rūpnīca) та же судьба, что и у других мощнейших заводов республики — ВЭФ, "Коммутатор", "Альфа", "Радиотехника", РВЗ — производство давно прекратилось, а в бывших огромных цехах теперь супермаркеты и соты-офисы.

Однако, легендарный РЭЗ не просто все еще работает, пережив самое трудное время, но и активно развивается. Без его продукции — тягового электрооборудования для подвижного состава и электрофицированного транспорта — не обходится не только "Латвийская железная дорога", но многие предприятия России, Украины, Беларуси, стран Средней Азии и ЕС, а где-то РЭЗ и вовсе монополист.

© Sputnik / Sergey MelkonovЗнаменитая труба РЭЗа видна издалека
Вопреки всему: легендарный РЭЗ отмечает 130-летие - Sputnik Латвия
Знаменитая труба РЭЗа видна издалека

Корреспондентам Sputnik показали производство — огромные цеха с самым современным оборудованием, где теперь ежедневно кипит работа. Сейчас на предприятии трудится около 650 человек, что по нынешним временам в Латвии считается исключительно много.

Стать частью большого мира

Александр Попадин — теперь член правления РЭЗ и директор по производству — пришел на завод в 1974-м, когда закончил первый курс техникума (хотел летом подзаработать "на джинсы"), и попал на сборочный конвейер магнитных пускателей. Молодого человека все впечатлило: огромное производство, кругом много людей, важным делом заняты, а он — часть этого мощного завода, целого мира. И Александр связал с заводом всю жизнь.

© Sputnik / Sergey MelkonovАлександр Попадин, член правления РЭЗ и директор по производству
Вопреки всему: легендарный РЭЗ отмечает 130-летие - Sputnik Латвия
Александр Попадин, член правления РЭЗ и директор по производству

Он помнит времена, когда в цехах работало более семи тысяч человек — на некоторых участках в три смены. Продукцию круглосуточно отгружали в вагоны и отправляли по всему Союзу. Тогда на заводе делали магнитные пускатели, оборудование для электропоездов и погрузчиков, разную металлокерамику, а также знаменитые стиральные машины "Рига" (их производили по три тысячи за сутки). Не забывали на заводе и о работниках — строили для них жилые дома, детские сады на Красной Двине и в Межапарке, открывали летние лагеря в Лиелупе и базу отдыха на Гауе.

Но Александр Попадин прекрасно помнит и другое время — 1990-е, когда в Латвии целенаправленно шел развал большой промышленности. Тогда РЭЗ чуть не пропал. Половина цехов остановилась, а работники приходили раз в неделю на несколько часов выполнять небольшие заказы, которые по старой памяти еще продолжали поступать из разных мест. Но РЭЗ не сдался, сумел сохранить свой главный капитал – людей.

© Sputnik / Sergey MelkonovКаждый уголок завода пропитан историей
Вопреки всему: легендарный РЭЗ отмечает 130-летие - Sputnik Латвия
Каждый уголок завода пропитан историей

В 2000 году РЭЗ был преобразован в акционерное общество. В последние годы в производство инвестировано более семи миллионов евро. И сейчас завод переживает второе рождение.

"Да, нам в этом году исполняется 130 лет, хотя, справедливости ради заметим, — меньше. 130 лет назад здесь был завод резиновых изделий (галош, шин и много чего другого) – русско-французское товарищество "Проводник". Здесь, кстати, трудился сам Фридрих Цандер — будущий ученый-ракетостроитель, а тогда еще начальник автомашинного цеха — использовал резину с завода для первых образцов и разработок космических двигателей. А собственно РЭЗ как таковой появился в 1946-м, когда тут полностью поменяли направленность производства", — рассказывает Александр Попадин.

Мощь большого производства

У РЭЗ сейчас большие планы, причем на много лет вперед, и объемы производства наращиваются из года в год. Да, теперь тут не столько цехов, сколько было в советские годы – осталось примерно треть, зато все загружены. Цеха, кроме старейшего на заводе – литейного, полностью отремонтированы, а ремонт литейного цеха запланирован на будущий год.

© Sputnik / Sergey MelkonovТемпература 1600 градусов!
Вопреки всему: легендарный РЭЗ отмечает 130-летие - Sputnik Латвия
Температура 1600 градусов!

На заводе сейчас четыре основных производства. Первое — машинное (там делают электрические машины), второе — аппаратное (выпускают аппаратуру, которая управляет теми самыми машинами), далее — механозаготовительное производство, изготавливающее каркасы и различные детали для аппаратуры и электрических машин и, наконец, литейное. И все производят с нуля. Например, в литейном цехе переплавляют металлолом и затем отливают огромные стальные корпуса-станины и крупные детали для двигателей.

В цехах работает немало тех, кто начинал еще в советские годы. А примерно четверть всех работников – молодые специалисты, окончившие разные вузы, в том числе — РТУ. Молодежь работает на самом современном оборудовании, которым могут похвастаться немногие заводы Европы. А люди со стажем продолжают работать на привычных станках, которое были изготовлены в советские годы, немалую часть из которых модернизировали. Но есть и специалисты среди ветеранов со стажем, которые освоили современные станки и успешно работают на них.

© Sputnik / Sergey MelkonovФрезерный участок Механозаготовительного производства
Вопреки всему: легендарный РЭЗ отмечает 130-летие - Sputnik Латвия
Фрезерный участок Механозаготовительного производства

Основная продукция РЭЗа – это производство электрических машин и аппаратуры для электричек и пассажирских поездов. В советские годы много аппаратуры и машин поставляли на другой мощный рижский завод – РВЗ. Но теперь его уже нет. Немало людей с этого завода пришли на РЭЗ. Сейчас ту же продукцию поставляют вместо РВЗ в Россию на Демиховский машиностроительный завод и Тверской вагоностроительный завод, где выпускают поезда нового поколения.

Династии живого завода

Завод чуть ли не каждый день принимает новых людей. Здесь нужны и высококлассные специалисты (к примеру, в конструкторском бюро, а также в аппаратном цехе, где особый микроклимат и работа предельно точная), и люди без опыта и специальных навыков. Последних на месте всему обучают: с давних времен на РЭЗ сохранилась система "учитель-ученик".

© Sputnik / Sergey MelkonovБригадир якорного участка Юрий Шугалей. На заводе работает более 40 лет
Вопреки всему: легендарный РЭЗ отмечает 130-летие - Sputnik Латвия
Бригадир якорного участка Юрий Шугалей. На заводе работает более 40 лет

Достойный пример — Максим Шперлиньш. Он, когда еще был студентом РТУ, пришел на РЭЗ на практику, ему тут все очень понравилось, после вуза устроился на работу и поднялся до замначальника машинного производства – одного из главных на РЭЗ.

Чем на РЭЗ действительно гордятся, так это производственными династиями. К примеру, на аппаратном производстве за сборку подвагонной аппаратуры отвечает Валерий Святский. У него когда-то отец работал на этом участке, сам Валерий начинал здесь совсем молодым — и стал одним из лучших специалистов завода.

© Sputnik / Sergey MelkonovБригадир участка сборки подвагонных ящиков аппаратного производства Валерий Святский
Вопреки всему: легендарный РЭЗ отмечает 130-летие - Sputnik Латвия
Бригадир участка сборки подвагонных ящиков аппаратного производства Валерий Святский

На заводе сейчас есть то, чего почти нигде нет в Латвии: перспектива развития. Заказы поступают на ближайшие годы, и объем их все время растет. Так, недавно выиграли тендер на восстановление Ташкентского метро, точнее – вагонов. Для стран СНГ и не только РЭЗ во многом является монополистом – в том же производстве оборудования для двух новых российских электропоездов — с такими характеристиками, которых не смогли добиться конкуренты.

Миллионы бывают разные

На железной дороге эксплуатируются, по большому счету, два вида поездов: одни работают на коллекторной тяге, другие – на асинхронной. Заказы поступают на изготовление комплектующих, как для первых, так и для вторых.

© Sputnik / Sergey MelkonovМомент испытания тяговых электродвигателей
Вопреки всему: легендарный РЭЗ отмечает 130-летие - Sputnik Латвия
Момент испытания тяговых электродвигателей

Немалую часть работы выполняют при помощи современных станков с числовым программным управлением, но сохранен и человеческий труд, который никакие роботы пока заменить не в состоянии – ни в одной стране.

На огромном производстве мы видели, как собирали якоря, как устанавливали добавочные моноблоки в индуктор тягового двигателя, как обтачивали и зачищали латунные кронштейны и алюминиевые рамы. Побывали и на испытательной станции, где продукция проходит проверку в разных климатических условиях (например, при температуре "-60", ведь поезда ходят и по самым суровым регионам той же России).

© Sputnik / Sergey MelkonovЯкоря тяговых электродвигателей для электропоездов
Вопреки всему: легендарный РЭЗ отмечает 130-летие - Sputnik Латвия
Якоря тяговых электродвигателей для электропоездов

Александр Попадин хоть и занимает высокую должность, однако знает каждого работника.

"А знаете, что за всю историю РЭЗ через завод прошло больше миллиона человек? Почти во всех районах Риги есть люди, когда-то работавшие на РЭЗ. Да что там в Риге, я регулярно встречаю людей из далекой заграницы – и они тоже были в свое время связаны с нашим заводом. И вот это, друзья, уже очень дорогого стоит", — говорит Александр Попадин.

Лента новостей
0