Пели при царе, при Улманисе, при Гитлере и при Сталине: Праздник песни в Латвии

© Sputnik / Ян Тихонов / Перейти в фотобанкЛатвийская ССР. Республиканский праздник песни и танца, 1986 год
Латвийская ССР. Республиканский праздник песни и танца, 1986 год - Sputnik Латвия
Подписаться
От ведьминых костров до космических процессов: как "латышский рай" - Праздник песни прошел сквозь годы, пережил смену режимов, отсутствие денег и нехватку хористов, но все же выстоял

РИГА, 29 июн — Sputnik, Михаил Губин. Народный поэт Латвии Янис Петерс назвал Праздник песни латышским раем.

"Не символ слепого преклонения, не устаревшая духовная реликвия, с которой надо смахивать пыль, а сила, которая хранит народ и от клешней завоевателей, от болезней и ведьминых костров, и от драгунских оргий, фашистской петли. Это сила, которая помогает строить и надеяться, хранить и развиваться…" — так высказывался Петерс, будучи народным поэтом Латвийской ССР.

Дирижер Праздника песни Иварс Цинкус назвал его "ритуалом по очищению духа латышского народа", руководитель парламентской комиссии по общественному сплочению Илмарс Латковскис — "участием латышей в космических процессах", а читательница газеты Latvijas Avīze Айя из Саулкалне – "тысячемегаваттным световым зарядом, который поможет нам рассеять нападение Гапоненко и других темных".

Песнь изначальная

Кажется, что латыши пели всегда. И танцевали, конечно. Хотя, как известно из истории, первый Всеобщий латышский праздник песни прошел в Риге 8 июля 1873 года. И только в 1948 году на рижском стадионе "Динамо" состоялся первый Праздник танца.

Латышские историки указывают, что первое известное им совместное пение латышских хоров прошло в 1864 году, а сама идея заимствована у балтийских немцев, которые тоже любили хоровое пение и даже устроили свой праздник в Риге в 1861 году. Балтийских немцев давно уже нет, а латыши все поют.

Еще в позапрошлом веке Праздник песни было решено проводить в годы, заканчивающиеся на 3 и 8. Но уже второй праздник был перенесен с 1878-го на 1880 год из-за Русско-турецкой войны. И впоследствии эта традиция не всегда поддерживалась и была восстановлена только в 1993 году.

© Книга «1993».27 июня 1993 года в Риге начались XXI Праздник песни и XI Праздник танца, первые после восстановления независимости
27 июня 1993 года в Риге начались XXI Праздник песни и XI Праздник танца, первые после восстановления независимости - Sputnik Латвия
27 июня 1993 года в Риге начались XXI Праздник песни и XI Праздник танца, первые после восстановления независимости

Все праздники песни отмечались в Риге, кроме одного, четвертого, который был в 1895 году в Елгаве. Два раза праздники песни проходили в специально построенных закрытых помещениях — в 1895 и 1910 годах. С 1926 по 1955 год праздники песни проходили на Эспланаде. А 21 июля 1955 года на 12-м Всеобщем латышском празднике песни была открыта Большая эстрада в Межапарке, на 10 тысяч певцов. Это был первый Праздник песни, заключительный концерт которого транслировали по телевидению.

Помимо всеобщих праздников песни, было немало и городских, региональных, либо приуроченных к годовщинам. Например, в честь 800-летия Риги в 2001 году.

"Боже, царя храни"

Несмотря на официальную историческую "концепцию трех оккупаций", праздники песни советского периода из истории не вычеркнуты. Это говорит о том, что латыши своими песнями украшали любой режим.

Самой первой песней, исполненной на самом первом латышском празднике песни в 1873 году, кстати, в Царском лесу (Межапарке), был российский гимн "Боже, царя храни". Причем исполняли его по-латышски: Dievs, sargi caru! Dod viņam spēku valdīt par slavu, par slavu mums! И пели на других дореволюционных певческих праздниках. Нынешний гимн тоже пели – как молитву.

Пресс-конференция в Рижской думе о предстоящем рижском бале, Андрис Америкс - Sputnik Латвия
Рижская дума рассказала, сколько потратила на Праздник песни и танца
В суровые годы мировой войны и революции было не до песен. Но известно, что 2 и 24 июня 1918 года в Москве состоялись Праздники песни латышских стрелков. И там выступил не только объединенный стрелковый хор, но и симфонический оркестр!

"Стрелки и трудящиеся Москвы услышали в исполнении оркестра, хора и солистов классические произведения как латышских композиторов — А. Калныня, Я. Витола, Э. Мелнгайлиса, Э. Дарзиня ("Старина", "Песня Мирдзы", "День страшного суда"), так и Л. Бетховена, Ф. Шуберта, М. Мусоргского, Ж. Бизе и других, а также латышские народные песни", — писала газета "Криевияс циня".

Песни о Латвии и ее славе

Впрочем, это было еще до провозглашения Латвийской Республики. А первый Праздник песни после объявления независимости и шестой по общему счету состоялся в 1926 году. И на этом празднике впервые звучали исключительно произведения латышских композиторов.

В довоенной Латвийской Республике прошло только четыре Всеобщих праздника песни. Последний из них в – 1938 году. Это был первый и, наверное, единственный праздник, на который приглашали с помощью авиации.

"Чтобы способствовать лучшему проведению праздников песни, военный министр генерал Янис Балодис разрешил для их пропаганды использовать наши военные самолеты, из которых будут сыпать листовки. Первый раз листовки с военного самолета с приглашением посетить большой латышский праздник песни рассыпят завтра в Даугавпилсе во время Праздника труда Восточной Латвии. Самолет прилетит в 19:30", — писала газета "Яунакас Зиняс" 21 мая 1938 года.

© Журнал Atputa18 июня 1938 года в Риге, в парке Победы, президент Карлис Улманис торжественной открыл IX Праздник песни
18 июня 1938 года в Риге, в парке Победы, президент Карлис Улманис торжественной открыл IX Праздник песни - Sputnik Латвия
18 июня 1938 года в Риге, в парке Победы, президент Карлис Улманис торжественной открыл IX Праздник песни

Это был апофеоз улманисовского "вождизма". На афишах значилось, что праздник проходит под протекторатом президента доктора Карлиса Улманиса. В рижском парке Победы специально построили эстраду на 100 тысяч зрителей. На открытии Улманис процитировал строки автора "Лачплесиса" о том, что надо думать только о Латвии и ее славе.

"Разве это время не пришло, разве не сбылись провидческие слова Пумпурса? Если это так, то все скажите: "Да!" — провозгласил Улманис, и десять тысяч человек вскочили на ноги в едином порыве закричали: "Да!" Таким образом они принесли клятву вождю, писали газеты.

Подводя итоги 9-го Праздника песни, газета "Яунакас зиняс" сообщала, что в ним принимали участие 16 тысяч певцов. За два дня в буфете они выпили 20 тысяч бутылок пива, 1 тысячу 200 бутылок лимонада, 1 тысячу 200 литров чая, съели 50 тысяч колбасок и 6 тысяч пирожных.

Подвиг хористов

И совсем на грани двух эпох находится первый Латгальский праздник песни — он открылся в Даугавпилсе 15 июня 1940 года. Тогда ждали президента, который должен был выступить с речью, но он не приехал, так как получил советский ультиматум, Латвию обвиняли в нарушении договора от 5 октября о взаимопомощи.

© Журнал Atputa15 июня 1940 года в Даугавпилсе открылся первый Латгальский праздник песни. На нем выступало около 11 тысяч певцов и танцоров
15 июня 1940 года в Даугавпилсе открылся первый Латгальский праздник песни. На нем выступало около 11 тысяч певцов и танцоров - Sputnik Латвия
15 июня 1940 года в Даугавпилсе открылся первый Латгальский праздник песни. На нем выступало около 11 тысяч певцов и танцоров

В этот же день произошел инцидент на границе в поселке Масленки. Латвийская сторона сообщила, что утром на рассвете пограничники СССР перешли границу и напали на здание пограничной охраны, есть жертвы.

Тем не менее Латгальский праздник песни состоялся. На нем выступило около 11 тысяч певцов и танцоров. В 2012 году в газете "Латвияс Авизе" член общества репрессированных г-н Петерсонс назвал выступление хористов 16 июня 1940 года подвигом. Дескать, они знали, что к границам приближаются русские танки, но, тем не менее, три раза мужественно исполнили государственный гимн.

Хористы просто не знали, что скоро он станет гимном Латвийской ССР. Да и кто мог это предвидеть?

Песня для Гитлера

Следующие праздники песни прошли при немецких оккупантах. Руководители рейхскомиссариата "Остланд" народное хоровое пение поощряли, в конце концов, оно пришло к латышам от немцев.

И 21 июня 1942 года на берегу Даугавы, возле священной скалы Стабурагс, состоялся Праздник песни, на котором присутствовали рижский и мадонский комиссар штандартенфюрер Фуст, заместитель генерального комиссара Остланда Борке, шеф пропаганды Дресслер, начальник рижской жандармерии лейтенант Раубе и прочие представители германской армии и администрации.

© Газета Tevija21 июня 1942 года на берегу Даугавы, возле священной скалы Стабурагс состоялся праздник песни
21 июня 1942 года на берегу Даугавы, возле священной скалы Стабурагс состоялся праздник песни - Sputnik Латвия
21 июня 1942 года на берегу Даугавы, возле священной скалы Стабурагс состоялся праздник песни

"Красный флаг никогда больше не будет развиваться над нашей землей!" — заявил тогда генеральный директор внутренних дел Данкерс. А хор исполнил Dievs, svēti Latvju! и народные песни. Газета "Тевия" сообщила, что все это позволило гостям рассмотреть душу латышского народа.

Одиннадцатого июля 1943 года в Риге на Армейском стадионе прошел праздник песни, на котором с речью выступил генеральный комиссар Латвии в рейхскомиссариате Остланд Отто-Генрих Дрекслер.

"Народы Европы осознали свою культурную общность и значение ценностей человечества и готовы их защищать. Защищать от тех англо-американских воздушных пиратов, которые только понаслышке знают о ценностях европейской культуры, как и от тех большевистских поджигателей, которые любой фактор европейской культуры рассматривают как подлежащий уничтожению", — заявил Дрекслер.

После речи был исполнен гимн Германии, а потом прозвучала песня "Замок света". Сообщалось, что на праздник собралось около 50 тысяч человек.

Двадцать седьмого июня 1943 года в Лиепае прошел пятый праздник песни Курземе. Сообщалось, что хористы, кроме гимна Германии, исполнили "Хорст Вессель" и хвалебную песню про Гитлера. Не надо думать, что они все были нацистами, просто им хотелось петь.

© Журнал Laikmets11 июля 1943 года в Риге на Армейском стадионе прошел праздник песни, на котором с речью выступил генеральный комиссар Латвии в Рейхскомиссариате Остланд Отто-Генрих Дрекслер
11 июля 1943 года в Риге на Армейском стадионе прошел праздник песни, на котором с речью выступил генеральный комиссар Латвии в Рейхскомиссариате Остланд Отто-Генрих Дрекслер - Sputnik Латвия
11 июля 1943 года в Риге на Армейском стадионе прошел праздник песни, на котором с речью выступил генеральный комиссар Латвии в Рейхскомиссариате Остланд Отто-Генрих Дрекслер

А 7 июня 1943 года в Даугавпилсе состоялся второй Латгальский праздник песни, в котором участвовали 20 тысяч хористов. Перед открытием выступил генеральный комиссар Дрекслер, который в своей речи утверждал, что при большевистском режиме народная латышская песня была запрещена и за нее расстреливали.

Но как показали последующие события, это совсем не так.

Привет от Сталина

В честь пятилетней годовщины принятия Латвии в СССР 5 августа 1945 года в Риге на Эспланаде состоялись олимпиада художественной самодеятельности и День песни. Трибуны были украшены фигурами Лачплесиса и Ильи Муромца. Латышского народного героя изображал заслуженный деятель искусств Латвийской ССР Артурс Филипсонс, а русского богатыря — заслуженный деятель искусств Янис Осис.

Следующий Праздник песни открылся не скоро — 19 июля 1948 года. И он был не только десятый, юбилейный и всеобщий латышский, но и первый Праздник песни Советской Латвии. Соответственно, в репертуаре были песни о Сталине, а участники шествия несли его портреты.

Самого Иосифа Виссарионовича тоже приглашали. Газета "Циня" поместила ответ Сталина латвийским руководителям.

"Президиуму Верховного Совета Латвии. Товарищу Кирхенштейну. Совету Министров. Товарищу Лацису. ЦК КП(б). Товарищу Калнберзиню. Очень благодарен за приглашение. В празднике, к сожалению, принять участие не смогу, так как занят. Мой привет трудящимся Латвии. 17 июля 1948 года. И. Сталин", — говорилось в ответном письме вождя.

По крайней мере, можно утверждать, что Сталин о празднике знал.

Песни Советской Латвии

Вот так началась история праздников песни Советской Латвии. В 1950 году на празднике выступил военный хор рижского гарнизона, пели на русском языке. В 1955 году праздник впервые прошел на новой страде в Межапарке и снова с военным хором.

© Книга «Черновики будущего».21 июля 1950 года в Риге состоялось торжественное шествие в честь 10-летия Латвийской ССР, а на площади Коммунаров (Эспланаде) прошел Праздник песни, 20 000 участников которого исполнили песню о Сталине
21 июля 1950 года в Риге состоялось торжественное шествие в честь 10-летия Латвийской ССР, а на площади Коммунаров (Эспланаде) прошел Праздник песни, 20 000 участников которого исполнили песню о Сталине - Sputnik Латвия
21 июля 1950 года в Риге состоялось торжественное шествие в честь 10-летия Латвийской ССР, а на площади Коммунаров (Эспланаде) прошел Праздник песни, 20 000 участников которого исполнили песню о Сталине

В 1965 году мероприятие было посвящено 25-летию Советской Латвии, а в 1970-м — столетию Ленина.

Далее периодичность поменялась и следующий Праздник песни был в 1973 году – в честь столетия самого первого праздника. На эстраду в Межапарке вынесли знамя первого праздника песни, считающегося первым знаменем латышей. Наверное, все-таки копию. И знамя в честь 100-летия – с гербом Латвийской ССР. Первое знамя можно увидеть в музее. Второго нигде нет. Праздничное шествие запомнилось почетным караулом Лачплесисов у памятника Ленину в Риге.

Безусловно, на всех советских праздниках исполнялось множество латышских песен, не только народных. Хотя историки и утверждают, что некоторые подвергались цензуре. Например, при Хрущеве из песен убирали слово "Бог".

В 1977 году праздник был в честь 60-летия Великого Октября — звучали песни о Дружбе нардов СССР. А в 1980 году праздник был посвящен сорокалетию Советской Латвии. Очевидцы утверждали, что в Межапарке была спрятана военная техника — на случай массовых беспорядков. Последний полностью советский Праздник песни прошел уже при Горбачеве, в 1985 году, и был посвящен 40-летию Победы. Опять выступал хор Советской армии, исполняющий "День Победы" Давида Тухманова.

© Газета Laiks1988 год, лозунг на празднике песни
1988 год, лозунг на празднике песни - Sputnik Латвия
1988 год, лозунг на празднике песни

Новое время

А вот праздник песни 1990 года советским назвать уже было нельзя, он прошел под красно-бело-красными флагами. Впервые приехали зарубежные латышские хоры. Кроме того, впервые с 1940 года, с того самого латгальского праздника, был исполнен гимн Dievs, svētī Latviju! Само собой, никаких русских там не было.

Новая история праздника началась в 1993 году. В XXI Празднике песни, первом после восстановления независимости, участвовали 13 тысяч хористов и 10 тысяч 746 танцоров, а также объединенный духовой оркестр из 1 тысячи 600 музыкантов, ансамбли народной музыки, зарубежные хоры латышей, Южной Кореи, Кении, Ботсваны, Японии, Израиля и других стран.

Однако дальнейшая история латышского праздника песни вовсе не безоблачна, даже не смотря на то, что в 2005 году Сейм принял подготовленный Народной партией проект закона о Всеобщем празднике латышской песни и танца, призванный сохранить его периодичность.

"Праздник песни и танца — уникальная черта латвийской культуры и составная часть национальной идентичности", — было указано в проекте закона.

Позже в закон добавили пункты об оперативном руководстве и о медицинской помощи. Самыми распространенными недугами среди участников Праздника песни и танца были признаны кишечные заболевания и отравление некачественными продуктами.

Без денег и людей, но с песней

Из-за экономического кризиса проведение праздника оказалось под угрозой — не было денег. В 2013 году был даже объявлен сбор пожертвований на проведение Праздника песни и создано общество по его спасению. Кстати, это был последний праздник, оцениваемый в латах. Из госбюджета министерству культуры тогда было выделено 3,39 миллиона в этой валюте.

Композитор Раймонд Паулс - Sputnik Латвия
Паулс не ждет приглашения на Праздник песни
У Всеобщего латышского праздника песни и танцев много постоянных проблем. Все время говорят о нехватке хористов, особенно мужских голосов, в связи с уменьшением населения страны. О том, что молодые хористы не помнят слова песен, а читают их с мобильных телефонов. Возникают скандалы с продажей билетов и спекуляцией. Твердят о коммерциализации праздника, о том, что многие приходят, только чтобы попить пива. И даже о цензуре – в 2013 году из репертуара исчезла песня Раймонда Паулса на стихи Яниса Петерса "Моей родине". А это первая песня маэстро специально написанная для Праздника песни, звучавшая с 1973 года.

Тем не менее праздник всегда был. Состоится он и на этот раз. Потому что латыши пели и при царе, и при Улманисе, и при Гитлере, и при Сталине, поют и сейчас. И будут петь независимо от общественно-политической формации. И это не только важная часть латышского самосознания, но и нематериальное культурное наследие человечества. Еще в 2003 году латышский праздник песни и танца был включен в соответствующий список ЮНЕСКО. Вместе с устными народными преданиями народности Джеледе из Бенина и музыкой изогнутых труб общины Тагбана из Кот-д'Ивуара, то есть Берега Слоновой Кости.

Лента новостей
0