Скользкая тема: секс и СССР

© Предоставлено киностудией "Deviņi"Образы сильных советских женщин, не гнушающихся самой тяжелой работы
Образы сильных советских женщин, не гнушающихся самой тяжелой работы - Sputnik Латвия
Подписаться
Отношение к человеческим инстинктам, морали и табу в советское время, "латвийская Камасутра" и фестивальные дети - всему этому и многому другому посвящен документальный фильма "Двойная жизнь. Секс и СССР"

РИГА, 18 мая — Sputnik, Симона Алексеева. На экраны Риги вышел документальный фильм "Двойная жизнь. Секс и СССР", созданный совместными усилиями Латвии, Франции и Украины.

Картина прослеживает пикантную тему на всем протяжении существования советского государства — с революции 1917 года до развала СССР.

"Пытаться подавить человеческие инстинкты на протяжении семидесяти лет существования советского государства — такая же безнадежная затея, как и повернуть реки вспять", — к такому заключению пришли создатели фильма из киностудии Deviņi.

Доскональное изучение архивов растянуло процесс работы на долгие девять лет. Съемки проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Новокузнецке, Киеве, Харькове, Лондоне, Париже и Риге.

Режиссер и сценарист фильма Инара Колмане получила широкую известность после выхода документального фильма "Мой муж Андрей Сахаров" (2006 г.) о Елене Боннер.

"В "Двойной жизни" я рассказываю о своем поколении, — поясняет режиссер идею своего фильма. — Мне хотелось заглянуть в жизнь того времени обычных людей и рассказать о том, о чем я не успела тогда спросить".

© Предоставлено киностудией "Deviņi"Культ здорового образа жизни и спорта – примета советского прошлого
Культ здорового образа жизни и спорта – примета советского прошлого - Sputnik Латвия
Культ здорового образа жизни и спорта – примета советского прошлого

Табу и глоток свободы

История существования двойной морали и табу разворачивается на фоне правления партийных лидеров – от Ленина до Горбачева.

Как правило, в советские времена эротика подменялась спортом – искусство увековечивало образы атлеток и женщин с веслом, активный образ жизни служил единственным оправданием украшающих парки и скверы подтянутых тел, минимально прикрытых одеждой.

© Предоставлено киностудией "Deviņi"Только спортивный образ жизни подразумевал частично оголенные тела
Только спортивный образ жизни подразумевал частично оголенные тела - Sputnik Латвия
Только спортивный образ жизни подразумевал частично оголенные тела

Любопытно, что, по мнению авторов фильма, сильнее всего гайки закрутили во времена хрущевской оттепели – именно тогда появились картотеки, которые заводили на представителей нетрадиционной ориентации и проституток.

Впрочем, именно в хрущевские времена в 1957 году в Москве грянул главный глоток свободы — Международный фестиваль молодежи и студентов, развенчавший имидж целомудренных комсомолок. Интернациональные парочки предавались утехам чуть ли не в парках. Спустя девять месяцев родилось поколение советских мулатов и метисов, которое так и назвали – фестивальные дети.

Ну а настоящая демократия настала только во времена Горбачева – обложку американского журнала Playboy впервые украсила советская актриса Наталья Негода, звезда сломившего все табу фильма "Маленькая Вера".

© Предоставлено киностудией "Deviņi"Наталья Негода стала первой советской актрисой, украсившей обложку Playboy
Наталья Негода стала первой советской актрисой, украсившей обложку Playboy - Sputnik Латвия
Наталья Негода стала первой советской актрисой, украсившей обложку Playboy

Герои фильма

Вопросы вызывает выбор экспертов – своими воспоминаниями и соображениями о притеснениях прошлого с экрана делятся никому не известные персонажи: бухгалтер на пенсии, сотрудник туристического агентства, швея, музыкант… Это – сознательный выбор создательницы фильма.

"Я не хотела снимать знаменитостей", — сказала Инара Колмане.

Исключениями стали две медийные персоны – пионер латвийской эротической прессы Рита Ласмане (в свое время — главный редактор журнала Princese) и политтехнолог и издатель Юргис Лиепниекс, драматическая история карьеры отца которого иллюстрирует суровость советских нравов. Папа, в то время главный редактор журнала Liesma, лишился должности из-за связи с любовницей.

Создатели фильма намеревались привлечь и "тяжелую артиллерию" – звезду скандального фильма "Маленькая Вера" Наталью Негоду и французскую актрису Марину Влади, исправно снабжавшую во времена дефицита советских коллег по цеху презервативами, противозачаточными таблетками и изящным нижним бельем.

Наталья Негода дала согласие, но отказалась от съемок в фильме в последний момент, а Марина Влади уехала спасаться от аномальной летней жары в Париже к морю – к сожалению, в итоге графики режиссера и легенды так и не сошлись.

От лица науки в фильме вещает российский сексолог, психотерапевт и общественный деятель Лев Щеглов.

Смелое искусство на запретную тему представлено черно-белыми фотографиями россиянина Николая Бахарева – советские пары позировали ему в квартирах и на пикниках, в кроватях и на пляжах. Для съемок эпизодов про Бахарева съемочная группа отправилась в его родной Новокузнецк, но самого убеленного сединами фотографа "поймали" в Лондоне.

© Предоставлено киностудией "Deviņi"Фотографии Николая Бахарева – верх смелости по советским временам
Фотографии Николая Бахарева – верх смелости по советским временам - Sputnik Латвия
Фотографии Николая Бахарева – верх смелости по советским временам

В фильме использованы архивные материалы – от советской кинохроники и карикатур из журнала "Крокодил" 20-х гг. до малоизвестных эротических рисунков советского режиссера Сергея Эйзенштейна и тайных дневников латышского гомосексуала, обнаруженных на чердаке жильцом частного дома.

© Предоставлено киностудией "Deviņi"Карикатура из журнала "Крокодил"
Карикатура из журнала Крокодил - Sputnik Латвия
Карикатура из журнала "Крокодил"

"Латвийская Камасутра" и ветер перемен

Эффект разорвавшейся бомбы на заре 80-х произвела книга сексопатолога Яниса Залитиса "Во имя любви", выпущенная тиражом 99 тысяч экземпляров.

Работники ЗАГСов некоторое время вручали богато иллюстрированное издание в качестве подарков новобрачным, но вскоре партийные функционеры распорядились его уничтожить – "латвийскую Камасутру" вывезли под Огре и сожгли.

Не меньший фурор вызвал выход легендарного номера журнала "Зилите" в 1989 году с комиксом Мариса Путниньша "У нас будет ребенок", в котором детям наглядно объяснялось, что их вовсе не нашли в капусте.

Выпуск этого журнала в уже пропитанном свободой воздухе — своего рода символ падения "железного занавеса" в Латвии – спустя год республика уже провозгласила независимость от СССР.

Создатели сознательно не стали затрагивать в фильме военные времена и эпоху хиппи. Инаре Колмане не хотелось погружаться в тематику насилия, ну а "дети цветов" в СССР появились позже, чем в других европейских странах, и ничем особенно не отличались от зарубежных.

Для зрителей постарше это исследование эпохи станет катализатором воспоминаний об отсутствии противозачаточных средств, нелегальных абортах и ухищрениях по созданию хоть немного сексуального белья в домашних условиях. Для тех, кто помоложе, – экскурсом в недавнюю историю.

В чем же злободневность этого кино?

"Сегодня в Латвии настали времена нездорового пуританства, — считает режиссер. — Этот фильм не только попытка осмыслить наше прошлое, но и подумать о настоящем, а также о том, что мы не договариваем своим детям. Надеюсь, кино получилось не слишком дидактичным".

Лента новостей
0