Одежда как произведение искусства: в Риге открылась выставка "Золотые двадцатые"

© фото Марис МоркансПлатья из плиссированного шелка и бархата с тиснением итальянского дизайнера Фортуни
Платья из плиссированного шелка и бархата с тиснением итальянского дизайнера Фортуни - Sputnik Латвия
Подписаться
Расшитые бисером платья, золотые туфли с украшенными стразами каблуками - роскошную одежду и обувь начала XX века можно увидеть на выставке в Рижском музее моды

РИГА, 7 мая — Sputnik, Симона Алексеева. В Музее моды в Риге открылась новая выставка "Золотые двадцатые", ослепляющая сверканием пайеток и стекляруса. В столь роскошно декорированные платья могли быть одеты героини романа американского классика Фрэнсиса Скотта Фицджеральда

"Великий Гэтсби"

"На выставке представлен небольшой срез моды 20-х годов – парадная танцевальная одежда, — вводит в курс тематики экспозиции директор Музея моды Наталья Музычкина. – Эпоха было очень богатой на события – тогда же в топе был авангард, попутно женщины боролись за свои права и одержали победу. Но мы сосредоточились именно на роскоши, шике, танцах и светской жизни".

© фото Марис МоркансКоллекционер Назим Мустафаев
Коллекционер Назим Мустафаев - Sputnik Латвия
Коллекционер Назим Мустафаев

40 платьев и 60 пар обуви из собрания российского коллекционера и эксперта Назима Мустафаева рисуют портрет эпохи "опьянения свободой", когда эмансипе отплясывали чарльстон на беззаботных вечеринках с фонтанами шампанского. Флэппер герл – так называли этих дерзких, ярко накрашенных и шикарно одетых девушек. Каждый наряд, туфли и даже представленные на рижской выставке каблуки обуви "золотой эпохи" — настоящее произведение искусства. "Я готова носить любой из этих каблуков в качестве броши", — не скрывает восторга экскурсовод Анна.

Для Назима Мустафаева это первая выставка в Европе. По профессии он — преподаватель английского и французского языков, долгое время работал переводчиком. Свое реноме в кругах коллекционеров заслужил, в первую очередь, как эксперт обуви. В этом увлечении, ставшем делом всей жизни, "виноваты" 17 лет на посту организатора крупнейшей в Москве выставки "Мосшуз".

© фото Марис МоркансКаждая пара обуви из коллекции Назима Мустафаева – произведение искусства
Каждая пара обуви из коллекции Назима Мустафаева – произведение искусства - Sputnik Латвия
Каждая пара обуви из коллекции Назима Мустафаева – произведение искусства

Самые древние экземпляры в богатом собрании Назима Мустафаева датированы XVII веком. Он сформировал и отдельные коллекции красной и золотой обуви, а также украшенных стразами целлулоидных каблуков – еще одна примета моды 20-х годов прошлого столетия (часть их выставлена в Риге). Назим Мустафаев выступил автором книг об истории обуви, часть которых сегодня можно приобрести в магазине Музея моды, а также основал первый в России тематический виртуальный музей Shoe-Icons.com. Платья он приобретает на аукционах в разных странах мира как дополнения к коллекции туфель, причем, главная его страсть – расшитые бисером наряды 20-х годов для выходов в свет и танцев.

Вес самого роскошного экземпляра рижской выставки — 4,5 кг! Это платье работы дизайнера британского происхождения Эдварда Молино, расшитое бисером из натуральной бирюзы с настоящим золотом.

© фото Марис МоркансЦеллулоидные каблуки в 20-х украшали с не меньшим изяществом, чем платья
Целлулоидные каблуки в 20-х украшали с не меньшим изяществом, чем платья - Sputnik Латвия
Целлулоидные каблуки в 20-х украшали с не меньшим изяществом, чем платья

"20-е годы прошлого столетия характерны тем, что многие платья надевали в свет лишь один раз, — рисует портрет эпохи директор Музея моды Наталья Музычкина. – Поэтому платья и обувь отлично дожили до наших времен, а некоторые модели вообще сохранились как новенькие. Понятно, что все эти вещи принадлежали очень состоятельным женщинам, американкам. Платья и обувь изготавливали по их заказу в Париже и доставляли в Америку, все это требовало времени. Дамам было чем заняться – перед каждым сезоном нужно было озадачиваться созданием целого парадного гардероба. Туфли, как правило, заказывали к каждому платью – выходило примерно 30 пар на сезон"

Платья от Фортуни, туфли от Перуджиа

Впрочем, кутюрье того времени были озабочены не только блеском и роскошью, но и соображениями практичности. Невероятным прорывом стала технология плиссировки шелка, изобретенная итальянцем Мариано Фортуни, секрет которой ныне утрачен. Такой наряд можно было скрутить в трубочку, с ним легко и просто было путешествовать – он не мялся и прекрасно держал форму.

© фото Марис МоркансВыставка "Золотые двадцатые" в рижском Музее моды
Выставка Золотые двадцатые в рижском Музее моды - Sputnik Латвия
Выставка "Золотые двадцатые" в рижском Музее моды

На волне эмансипации 20-х годов в моде было участие девушек во всевозможных спортивных соревнованиях. Победительница мотогонок произвела настоящий фурор, стянув с себя на финише кожаный комбинезон и представ перед глазами изумленной толпы в безупречном золотом наряде из плиссированного шелка Фортуни. Это платье является композиционным центром первого выставочного зала наравне с другим знаковым творением итальянского дизайнера – платьем из бархата с тиснением и туфлями из этого же материала. Заполучить в свою коллекцию такой комплект — уникальный случай для знатоков.

"Интересны платья с затейливой конструкцией — со вшитым нижним бельем и декоративными деталями, надевающимися поверх — как фартук с вышитыми лепестками, которые при движении колыхались и создавали интригу, — продолжает директор Наталья Музычкина. – Некоторые наряды надевались как чехлы, а под ними были корсеты, приводящие женскую фигуру в соответствие с идеалом 20-х годов – в моде были худые и "плоские". Даже великая Шанель, которая слывет избавительницей женщин от этого неудобного и сковывающего движения предмета гардероба, в 1925 году изобрела корсет со вставками, максимально приближающими женщину к актуальному в те времена "авангардистскому прямоугольнику".

© фото Марис МоркансДекорированные стразами каблуки прожигательниц жизни 20-х годов
Декорированные стразами каблуки прожигательниц жизни 20-х годов - Sputnik Латвия
Декорированные стразами каблуки прожигательниц жизни 20-х годов

Среди особо ценных и заслуживающих изучения экспонатов – модели туфель, созданные великим дизайнером обуви того времени французом итальянского происхождения Андрэ Перуджиа. Он разрабатывал модели для американского бренда Bob. Inc. – о ценности изделий говорит тот факт, что 17 пар туфель Bob. Inc. хранятся в музее Metropolitan в Нью-Йорке. В те времена туфли украшали клейма с названиями магазинов, для которых они изготовлены (например, Saks 5th Avenue), и мастерскими, а имена дизайнеров даже не упоминались. Назим Мустафаев провел целое расследование и выяснил авторство своих сокровищ с затейливыми узором, созданным техникой выжигания по коже и другими чудесами дизайна во имя роскоши напоказ. Обязательно уделите внимание этим экспонатам.

Адрес Музея моды: Старая Рига, ул. Грециниеку, 24–1

www.fashionmuseumriga.lv

Выставка продлится до 14 октября 2018 года.

© фото Марис МоркансУникальные замшевые туфли с ремешками из золотой кожи и декоративной вставкой̆ на каблуке Bob Inc., автором которых выступил великий обувщик того времени Андрэ Перуджиа
Уникальные замшевые туфли с ремешками из золотой кожи и декоративной вставкой̆ на каблуке Bob Inc., автором которых выступил великий обувщик того времени Андрэ Перуджиа - Sputnik Латвия
Уникальные замшевые туфли с ремешками из золотой кожи и декоративной вставкой̆ на каблуке Bob Inc., автором которых выступил великий обувщик того времени Андрэ Перуджиа
Лента новостей
0