РИГА, 26 окт — Sputnik. По данным опроса Sputnik.Мнения, растет число жителей США, не доверяющих американским телеканалам и изданиям.
Компания Ifop с 20 по 27 сентября провела в США исследование для информационного агентства и радио Sputnik. В опросе приняли участие 2047 человек. Выборка представляет население по полу, возрасту и географии, максимальная ошибка выборки для данных в целом по стране составляет +/- 3,1% при доверительной вероятности 95%. Респондентов просили ответить на вопрос: объективны ли американские СМИ или они находятся под влиянием властей и крупного бизнеса.
США: недоверие растет
Более половины опрошенных — 59% — считают, что СМИ выражают не свое мнение, а точку зрения политиков и предпринимателей. По сравнению с 2015 годом доля американцев, придерживающихся такой позиции, выросла на 6%. Чуть более четверти опрошенных назвали прессу "в целом беспристрастной" — 27%. По сравнению с 2015 годом их доля осталась на прежнем уровне (26-27%). Затруднились ответить на данный вопрос 14% респондентов, что на 7% меньше, чем в 2015 году, когда в ответе сомневался 21% опрошенных.
Самый большой раскол в вопросах доверия массмедиа наблюдается между республиканцами и демократами: так, среди демократов чуть менее половины (44%) не доверяют СМИ, в то время как среди республиканцев доля верящих в предвзятость СМИ составляет 78%. Закономерно, что среди голосовавших за Клинтон всего 38% не доверяют СМИ, а среди приверженцев Трампа таких людей почти в два раза больше — 75%.
Не склонны верить СМИ три четверти жителей США с доходом чуть выше среднего, притом что американцы с более высоким достатком считают СМИ объективными.
Латвия: объективность или монополия
По данным опроса, проведенного по заказу Министерства культуры Латвии, примерно половина жителей страны считает, что различные СМИ по-разному отражают одни и те же события. Более того, не все задумываются о том, что способы подачи новостей бывают и тенденциозными. более четверти опрошенных — 27% — не смогли оценить свою способность отличить достоверную информацию от манипулятивной, потому что никогда об этом не думали.
Почти две трети (63%) латвийцев признались, что смотрят программы российского телевидения. Самые популярные каналы – РБК, НТВ Мир и РТР-Россия. Аудиторию российских каналов составляют не только 82% русскоязычных, но и 52% латышей. Чаще всего они смотрят фильмы, сериалы (45%), юмористические передачи, концерты и музыкальные программы (33%) и новости (28%).
Популярнее всего российское телевидение среди респондентов старше 45 лет (более 70%), среди людей моложе 34 лет телеканалы на русском смотрят меньше половины опрошенных.
Sputnik спросил у латвийских экспертов, насколько, на их взгляд, объективны национальные СМИ.
"Если мы вспомним недавно опубликованные разговоры в отеле Rīdzene, то увидим, как редакционная политика некоторых СМИ явно работает в интересах определенных крупных бизнесменов", — пояснил эксперт.
По его словам, в Латвии главная проблема в том, что общество до сих пор не знает, кто является владельцем некоторых крупных СМИ.
"Это оставляет место для возможных манипуляций в пользу конкретных людей, поэтому я бы не назвал ситуацию в нашей стране в этой сфере полностью благополучной", — констатирует Розенвалдс.
Что касается общественного телевидения в Латвии, то, по мнению политолога, оно вполне объективно освещает актуальные внутриполитические события, особенно "в таком чувствительном для страны вопросе, как отношения между двумя этнолингвистическими общинами".
Президент Союза журналистов Латвии Юрис Пайдерс, напротив, отметил, что есть проблема с объективной подачей информации на латвийском телевидении.
"Там есть определенная монополизация, когда одному частному предприятию принадлежат основные телеканалы, это, естественно, влияет на отражение разных мнений, и эта проблема не решается уже годами", — заявил Пайдерс.
Эксперт выразил сожаление, что на национальном вещании остались лишь два основных игрока — Латвийское государственное телевидение и частная компания, которая скупила все остальные крупные каналы. Понятно, что такая ситуация явно не ведет к разнообразию мнений и не гарантирует свободу слова, подчеркнул он.
В то же время Пайдерс сказал, что в печатных медиа свобода слова присутствует.
По его мнению, ни одна газета не может быть объективной по определению — каждая зависит от своих рекламодателей, владельцев и читателей, их фобий и табу.
"Однако свобода слова создает разнообразие изданий, которые принадлежат разным владельцам и у которых разные рекламодатели и читатели. Конечно, степень нашей свободы не находится на таком уровне как, например, в Великобритании, но в мировой двадцатке, если исключить телевидение, Латвия стабильно присутствует", — заключил Пайдерс.