Обман чистой воды: как не стать жертвой торговцев фильтрами

© Pixabay / ArcaionВодопроводный кран
Водопроводный кран - Sputnik Латвия
Подписаться
Центр защиты прав потребителей предупреждает жителей об агрессивной коммерческой деятельности продавцов фильтров для воды и напоминает о том, что от навязанного товара можно отказаться

РИГА, 25 авг – Sputnik, Елена Кириллова. Уже не первый год доверчивые латвийцы становятся жертвами навязчивых продавцов фильтров для воды. Схема работает почти безотказно: сначала вам предлагают совершенно бесплатную диагностику воды из-под крана, а затем втюхивают чудо-фильтры по завышенной в несколько раз цене.

Иногда наивные жители даже глазом моргнуть не успевали, как оказывались еще и должны крупную сумму денег — предприимчивые продавцы фильтров оформляли на них кредитный договор. Жертвами оказываются десятки людей, преимущественно пожилого возраста. Но вернуть деньги на практике весьма сложно, поскольку продавцы работают законно.

Право на отказ

Оказалось, что Центр защиты прав потребителей (PTAC) регулярно принимает жалобы на агрессивных продавцов фильтров для воды. Защитники покупателей решили напомнить о том, как можно противостоять нечестной торговле.

По данным PTAC, во-первых, противоречивая деятельность продавцов фильтров стала причиной того, что многие фирмы, которые выдают кредиты, уже отказались от сотрудничества с ними. А те, кто еще не отказался, собираются в ближайшем будущем это сделать.

Чтение книг - Sputnik Латвия
Жертвами мошенника-"букиниста" стали более 30 человек
Второе, и самое главное, — у потребителей есть право вернуть товар, который был куплен вне постоянного места торговли, напоминают специалисты PTAC. К примеру, если вы купили товар дома, на рабочем месте или в каком-либо помещении во время презентации, закон позволяет вам отказаться от этой покупки в течение 14 дней без всякого обоснования.

Вместе с этим PTAC напоминает о том, что в любом случае покупатель должен внимательно изучить бумаги и договоры, которые собирается подписывать. Агрессивные продавцы фильтров, вероятно, прекрасно осведомлены о том, что покупатель имеет право отказаться от покупки в течение двух недель, и поэтому указывают в договорах пункт, согласно которому в случае расторжения сделки покупатель должен компенсировать продавцу возникшие убытки.

Однако защитники потребителей указывают на то, что такое требование не является правомочным — ничто не должно ограничивать покупателя от права отказаться от товара.

Обращайтесь в лабораторию

Специалисты PTAC обращают внимание: работники государственных и муниципальных структур проводят проверку качества воды только в тех случаях, если житель обратился к ним лично и заказал соответствующую услугу.

Тем, кто впустил в свою квартиру торговых агентов, стоит быть внимательнее и относиться критически ко всему, что они говорят. Нужно не только проверить название фирмы, которую представляют продавцы, но и провести сравнительный анализ цены на фильтры, которые они предлагают, а также вспомнить элементарные законы физики и химии.

Кухонный кран - Sputnik Латвия
Борьба с легионеллой: дорого, неэффективно и за наш счет
К примеру, не стоит забывать, что самая безопасная водопроводная вода богата химическими элементами и при помощи несложных манипуляций из нее можно выделить осадок, придать ей угрожающий оттенок или сделать мутной.

Если вы сомневаетесь в качестве воды, текущей из вашего крана, то сотрудники PTAC советуют обращаться в специализированную аккредитованную лабораторию, где вам выдадут официальное заключение. Также вы можете обратиться в Инспекцию по здоровью, которая занимается надзором за качеством питьевой воды.

Советы от PTAC

Покупателям, которые приобрели товар вне постоянного торгового места и хотят использовать свое право на отказ, PTAC дает следующие советы:

— потребитель, который заключил договор вне постоянного места торговли (к примеру, товар был предложен дома, на рабочем месте или в другом месте), имеет право в течение 14 дней отказаться от товара в одностороннем порядке без всякого обоснования;

— если информация о праве на отказ или бланк отказа продавцу не были предоставлены, то потребитель имеет право отказаться от товара в течение одного года с момента приобретения, — формальная отметка в отдельных договорах о том, что права отказа оговорены в нормативных актах, не считается четкой и понятной информацией о правах отказа;

— отказ от договора на приобретение товара оформляется письменно, отмечая, что вы желаете отказаться от доставленного вам товара; в отказе укажите телефонный номер, на который следует звонить, чтобы договориться о времени и месте возврата товара.

— приготовленный отказ следует отправить по юридическому адресу коммерсанта заказным письмом. Перед тем, как отправить отказ, советуем убедиться, что адрес и название фирмы являются актуальными: практика показывает, что подобные фирмы любят часто переименовываться и переезжать;

— информацию об отказе от товара в обязательном порядке следует предоставить и той фирме, в которой был оформлен кредит, указав ее адрес в копии заявления-письма;

— письмо с отказом прекращает действие как договора на приобретение товара, который был заключен вне торговой точки предпринимателя, так и договора на кредит, поэтому потребитель не обязан больше его оплачивать.

Правда, в правилах кабмина предусмотрены исключения, в случае которых потребитель не может использовать право на отказ. Но в случае, если коммерсант утверждает, что на него распространяется это исключение и от его продукта нельзя отказаться, то он должен это доказать, отмечает PTAC.

Лента новостей
0