РИГА, 21 июн — Sputnik, Евгений Лешковский. Четверть века продержаться на скромном латвийском рынке – это еще уметь надо. 25 лет назад у границы Риги появилось маленькое производство, которое с некоторых пор стало частью мощного международного концерна и сейчас делает столько соусов, кетчупов, майонезов, пюре и массу всего другого, что запросто может накормить продукцией чуть ли не каждого прибалтийца, а заодно еще скандинавов и жителей многих стран Восточной Европы.
Корреспондент Sputnik побывал на производстве и узнал главные секреты: как сделать правильный соус или кетчуп. К слову, сейчас в магазины поставляется специальный кетчуп, выпущенный на Spilva аккурат к Лиго – так и называется. Такой помидорный limited edition…
Меняем консервы на белорусский трактор
Мало кто знает, что изначально завод Spilva был всего лишь консервным цехом – как учебная база Булдурского техникума для будущих технологов. В одном цеху были всего две линии производства — соков в трехлитровых банках и хрена. В 1993-м завод заключил бартер с Минским тракторным заводом: консервы обменяли на трактор — первое транспортное средство на производстве. Спустя год на заводе запустили новую линию – производства кетчупа, для которого томатную пасту поставляли из Израиля – ближе, оказывается, все было значительно дороже…
Постепенно производство росло, запускались новые линии: для кремов, джемов (в 1996-м предприятие их начало поставлять для кондитерских изделий заводов Staburadze, Laima, Uzvara), консервированных овощей, супов, майонезов. И в 2002-м компания попала аж в Книгу рекордов Гиннесса: за раз приготовила 3 277 килограммов салата "россолс" (наподобие оливье)! К тому времени продукция поставлялась уже во многие страны – включая Россию.
В 2004-м предприятие приобрел один из крупнейших мировых концернов — норвежский Orkla, и теперь оно перешло совсем на другой уровень. Да, заметим, в 1992-м завод был на 100-м месте среди производств в Латвии, а сейчас в своей отрасли он здесь 1-й… Сейчас тут только одних майонезов в год делают более 4 000 тонн. Выпускают более 400 разных наименований продукции. А на складе (такого же размера есть ангары на военном аэродроме в Лиелварде, где несколько стоит вертолетов) помещается около 10 000 паллетов.
Мы – майонез, нам – варенье
"С некоторых пор произошло перераспределение производств между заводами, входящими в Orkla, — рассказывает директор по производству Эгита Берзиня. – Завершился процесс реорганизации: предприятия Spilva и Gutta объединили под одной крышей, также в концерн вошел бренд Latplanta — компания, занимающаяся поставками специй. В прошлом году в развитие производства нашего предприятия Orkla вложила более 1,17 миллиона евро".
Мы проходим с Эгитой Берзиней в цех, где по длинной линии стройными рядами двигались большие пластмассовые бутылки и заполнялись горчицей, которая потом должна поставляться в крупные сети вроде Narvesen, где людям предлагают хот-доги – с разыми соусами от Spilva.
Сейчас в рамках одного концерна все распределено – по производственным линиям. Например, эта самая горчица, яркий запах которой заполнил все помещение, а также майонезы и еще много чего делается только в Латвии, зато — на весь рынок Прибалтики и для других регионов.
В свою очередь, производство супов перенесли в Эстонию, и уже оттуда они поставляются, в том числе, и к нам – под брендом Spilva. А в Швеции делают рыбные консервы Abba, которые здесь распространяет Spilva. В Дании, где работают исключительно большие специалисты по вареньям и джемам, делают десерты — и под брендом Spilva в том числе.
"Латвийский рынок очень маленький, если здесь делать что-то одно и только для нашей страны, тогда никакой завод не выживет. Зато, когда самой разной продукции много и она на одном заводе производится сразу для многих стран, тогда все более чем рентабельно", — говорит собеседница.
Щавель только наш, зато хрен лучше венгерский
Производство начинается с доставки сырья и проверки его качества. Сразу распределяют: что необходимо запускать в производство тут же, а что может некоторое время полежать в огромных холодильниках. Допустим, щавель, который специально для завода поставляет одно хозяйство из окрестностей Валмиеры, отправляется на переработку моментально, чтобы растение (кстати, ближайший родственник гречихи) не закисло или не завяло.
Не только щавель для консервов на завод поставляют местные хозяйства, но также – лук, морковь и еще много чего включая, конечно, хрен. Хотя, когда нужен очень острый и крупный хрен, на завод идут поставки из Венгрии, поскольку наш продукт намного более нежный. Зато томатная паста для кетчупов и других соусов делается из помидоров, которые поставляют из Турции. В этой восточной южной стране собирают несколько урожаев за год, а у нас – один, и никакое хозяйство овощи не может поставлять на завод тоннами. Томатных соусов и кетчупов выпускают более 40 разных видов – тысячи тонн в год.
В процессе распределения по производственным линиям на заводе установили дополнительное оборудование для выпуска дрессингов (салатных соусов) и майонезов, а также суперсовременное оборудование для упаковки продуктов в пластмассовые бутылки и тубы. Многие помещения недавно основательно переоборудовали. На установку нового оборудования и на реконструкцию производства потратили 783 000 евро.
Самые главные секреты
На заводе все максимально автоматизировано, но и без людей никак. Все, кто работают на линии, одновременно следят за тем, чтобы не появлялся брак: банки и бутылки были заполнены аккуратно, этикетки ровно наклеены, крышечки привинчены и так далее.
Мы перешли в цех, где заполняли 10-литровые банки майонезом – для ресторанов, кафе, торговых сетей. Вообще майонезов Spilva выпускает 15 разных видов и, между прочим, для каждой страны – особых вкусов. Латвийцы любят умеренный классический вкус майонеза, эстонцы – более соленый, а финны – сладкий.
Над всеми рецептами того, что выпускается на латвийском производстве, местные технологи работают долго. Вот мимо меня в соседнем цехе проехали на конвейере бутылки с карамельным соусом (для блинчиков, мороженного, каши), так над его рецептом наши технологи работали без малого два года. Оказалось, продукт весьма сложный в технологическом плане, и его точный состав журналистам на заводе не раскрывают. И вообще почти все рецепты продукции – большой фирменный секрет. Что же, не будем его раскрывать, главное, чтобы товар ко столу пришелся.