За штурвалом Boeing в Риге: полеты понарошку, во сне и наяву

© Sputnik / Evgeniy LeshkovskiyВнутри кабины – симулятора "Боинга 737"
Внутри кабины – симулятора Боинга 737 - Sputnik Латвия
Подписаться
Авиакомпании всего мира отправляют в Ригу пилотов – повышать профессионализм на Boeing 737, который никогда не разбивается.

РИГА, 23 июн — Sputnik, Евгений Лешковский. Кто не совсем представляет себе, что такое авиационный симулятор, может посмотреть начало нового фильма "Экипаж" — когда герой Владимира Машкова строго экзаменует в кабине самолета стажера в исполнении Данилы Козловского. Корреспондент Sputnik "летал" примерно так же, но только – в Риге.

При латвийской национальной компании AirBaltic работает уникальный по европейским меркам симулятор Boeing 737: на нем обучаются и повышают квалификацию пилоты буквально со всего мира — от России до Латинской Америки.

Симулятор почти космический

Аппарат для обучения пилотов работает в Риге круглосуточно и без выходных. В кабине Boeing по очереди сменяются стажеры и инструкторы — отрабатывают самые разные и опасные нештатные ситуации: любая подобная в реальном самолете может запросто обернуться страшной трагедией. За последних пять лет симулятор проработал 30 тысяч часов чистого времени. А чтобы побывать в этой кабине, надо записываться аж за три месяца. Но для корреспондента Sputnik сделали исключение.

© Sputnik / Evgeniy LeshkovskiyСимулятор "Боинга 737" - почти космический аппарат за миллионы евро
Симулятор Боинга 737 - почти космический аппарат за миллионы евро - Sputnik Латвия
Симулятор "Боинга 737" - почти космический аппарат за миллионы евро

"Вам повезло — случайно образовалось "окно" – немного времени, когда симулятор свободен, а так каждый час до конца лета здесь расписан", — говорит вице-президент по корпоративным коммуникациям AirBaltic Янис Ванагс.

Он, кстати, и сам знает, как пилотировать. Не только работа, но и фамилия "обязывает" летать: Ванагс в переводе "ястреб".

© Sputnik / Evgeniy LeshkovskiyЯнис Ванагс около фото-макета кабины "Боинга"
Янис Ванагс около фото-макета кабины Боинга - Sputnik Латвия
Янис Ванагс около фото-макета кабины "Боинга"

Симулятор, купленный несколько лет назад за миллионы евро (тренажер стоит почти как новый самолет), находится в здании на улице Пилоту, 6 (Пилотная, если по-русски) – близ аэропорта Рига. Здание из стекла, высотой с трехэтажный дом, в котором отражаются проплывающие по небу облака, под завязку напичкано самым современным оборудованием – для работы того самого симулятора. Почти весь первый этаж здания занимает мощнейшее компьютерное оборудование.

Снаружи симулятор ну вовсе не похож на самолет – скорее что-то совсем уж космическое: кажется, подобный объект летал к чужим планетам в новом эпизоде "Звездных войн". Неслучайно самая знаменитая латвийская группа Prata Vetra (она же – Brainstorm) снимала здесь клип – "о том, как в космос летит"…

К слову, здание строили изначально только ради симулятора. Даже фундамент отливали именно под симулятор, который весит 11 тонн и еще дает большую нагрузку, допустим, если внутри пилот отрабатывает "падение самолета".

© Sputnik / Evgeniy LeshkovskiyЗдание, где установлен симулятор
Здание, где установлен симулятор  - Sputnik Латвия
Здание, где установлен симулятор

Тогда симулятор и вправду словно падает: кабина резко опускается к земле – "ноги", держащие ее, вдруг сгибаются в "коленях". Внутри, в кабине, пилот в этот момент разве что перегрузку не испытывает – словно в реальной ситуации, а инструктор может еще "поддать пару": чтобы все кругом заволокло.

Тренажер двигается по шести осям, а полет для проверки уровня профессионализма экзаменуемого смоделирован в трехмерном пространстве. Любые самые навороченные компьютерные игры или спецэффекты в блокбастерах – детский лепет по сравнению с упомянутой программой для пилотов.

Опасно: за штурвалом журналист!

В это время по графику в кабине находился инструктор Ивар Лиепиньш. И мне было пора в полет! Я сел в самое настоящее кресло – как в Boeing, за "окном (экран сделан так, чтобы возникало стопроцентное чувство реальности) — то же самое, что видит во время взлета, полета и посадки авиатор. Инструктор нажимает у меня за спиной какие-то кнопки и… вот она, виртуальная реальность! Меня буквально вдавило в кресло и, кажется, даже уши заложило.

© Sputnik / Evgeniy LeshkovskiyВнутри кабины – симулятора "Боинга 737"
Внутри кабины – симулятора Боинга 737 - Sputnik Латвия
Внутри кабины – симулятора "Боинга 737"

Где и как лететь, инструктор выбирает сам — для каждого учащегося. Мне, например, задали пролететь над Балтийским морем, а потом надо было аккуратно приземлиться. Летел-то я более-менее нормально – то над облаками, то опускаясь пониже к воде, а вот посадка оказалась куда сложнее. Но я все же — о чудо! – под руководством опытного инструктора почти ровно посадил самолет, ну или, может, совсем чуть-чуть полосу крылом зацепил.

Главное, что все пассажиры и команда вроде бы выжили. Или нет? Инструктор интеллигентно промолчал. Так сдал я экзамен, повысил квалификацию – от журналиста до пилота?! Инструктор опять вежливо ничего не сказал…

В кабине ты испытываешь почти все аэродинамические силы как в полете: абсолютное ощущение реальности – и вибрация, и звук. Сейчас уже мало кто знает, что тренажеры, где симулируется полет, изобрели еще в 1912 году и потом только совершенствовали.

© Sputnik / Evgeniy LeshkovskiyВ учебных помещениях для пилотов и стюардесс
В учебных помещениях для пилотов и стюардесс - Sputnik Латвия
В учебных помещениях для пилотов и стюардесс

Были, например, статичные тренажеры, а изображение на экран-окно передавалось с двигавшихся видеокамер: пилот двигал штурвал и видел, насколько высоко "поднялся" над деревьями и домами, или – как далеко ушел вбок. Эти деревья и дома вырезали из пенопласта, красили в разные цвета и укрепляли на фанерном полотне. Первые такие тренажеры в СССР были для Як-42 и Ту-134.

Но теперь-то совсем другое дело! Пара часов такого "полета" – и ты уже всерьез задумываешься о реальности окружающего мира: может, все в нем просто смоделировано гениями-компьютерщиками в виртуальном пространстве?

Увидев, как у меня блестят глаза после полета, Янис Ванагс улыбнулся. Но для меня-то это была игрушка, а для авиаторов в кабине — сплошные испытания.

"Сегодня вечером тут будут проходить стажировку пилоты из Белоруссии. Из России и Белоруссии к нам приезжают, поскольку в Латвии система обучения "как в Европе" — по всем западным стандартам. А с Запада приезжают, поскольку у нас все дешевле, чем в других странах Европы. Сейчас симулятор на сто процентов загружен", — рассказывает Ванагс.

© Sputnik / Evgeniy LeshkovskiyСимулятор "Боинга 737" - почти космический аппарат за миллионы евро
Симулятор Боинга 737 - почти космический аппарат за миллионы евро - Sputnik Латвия
Симулятор "Боинга 737" - почти космический аппарат за миллионы евро

За последние пять лет в Риге прошли обучение пилоты из 50 стран мира, а иностранцами были 80% стажеров.

Кстати, скоро рядом с этим симулятором появится и второй – место для него есть. Сейчас ведутся переговоры – какой это будет самолет. Но, скорее всего, самый современный Bombardier. Такие самолеты уже есть у AirBaltic, но будут покупать и новые.

Обучение на симуляторе начинается с того, что иностранная компания, обращается к AirBaltic Training (дочерняя компания AirBaltic), и для нее разрабатывается специальная программа, подыскивается время – в зависимости от нужного количества часов. И симулятор – лишь часть обучающей системы.

На всякий пожарный

Конечно, в огромном здании находится не только симулятор. Все помещения подготовлены для обучения и повышения квалификации пилотов, здесь же и разные тренажеры, например, части салонов настоящих самолетов. В этих салонах, опять же, отрабатывают любые нештатные ситуации – от задымления в Boeing до нейтрализации буйного пассажира или незаметного обнаружения опасных предметов среди багажа.

© Sputnik / Evgeniy LeshkovskiyВ учебных помещениях для пилотов и стюардесс
В учебных помещениях для пилотов и стюардесс - Sputnik Латвия
В учебных помещениях для пилотов и стюардесс

Во всем здании постоянно что-то происходит. В классе на втором этаже, к примеру, читали курс по системе безопасности. Речь шла не только о террористах или буйных пассажирах, но и случаях, когда необходимы аварийная посадка или приводнение.

Рядом с симулятором второй тренажер: внутри один к одному смоделировано сразу два типа салонов самолетов – с двумя креслами в каждом ряду, а напротив – с тремя. Здесь тоже обучают стюардесс. Есть тут даже кукла из особого материала, которую то поджигают, то тушат, то транспортируют: она внезапно "теряет сознание" или должна срочно эвакуироваться из самолета после приземления, скажем, в поле.

Программы обучения в рижском центре сертифицированы Международной ассоциацией воздушного транспорта IATA (International Air Transport Association). И обучающий центр латвийской компании работает по стандартам этой организации. Все правила прописаны четко, чуть ли не для любого действия в самолете нужен отдельный сертификат.

© Sputnik / Evgeniy LeshkovskiyЭкипаж около аварийного спуска.
Экипаж около аварийного спуска - Sputnik Латвия
1/6
Экипаж около аварийного спуска.
© Sputnik / Evgeniy LeshkovskiyВ учебных помещениях для пилотов и стюардесс.
В учебных помещениях для пилотов и стюардесс - Sputnik Латвия
2/6
В учебных помещениях для пилотов и стюардесс.
© Sputnik / Evgeniy LeshkovskiyПредупреждения о террористах.
Предупреждения о террористах - Sputnik Латвия
3/6
Предупреждения о террористах.
© Sputnik / Evgeniy Leshkovskiy…И наглядно видно, где пассажиры прячут опасные предметы.
…И наглядно видно, где пассажиры прячут опасные предметы - Sputnik Латвия
4/6
…И наглядно видно, где пассажиры прячут опасные предметы.
© Sputnik / Evgeniy LeshkovskiyВ этом совмещенном салоне двух типов самолетов обучают стюардесс.
В этом совмещенном салоне двух типов самолетов обучают стюардесс - Sputnik Латвия
5/6
В этом совмещенном салоне двух типов самолетов обучают стюардесс.
© Sputnik / Evgeniy LeshkovskiyДверь, которую открывают люди только со специальным сертификатом.
Дверь, которую открывают люди только со специальным сертификатом - Sputnik Латвия
6/6
Дверь, которую открывают люди только со специальным сертификатом.
1/6
Экипаж около аварийного спуска.
2/6
В учебных помещениях для пилотов и стюардесс.
3/6
Предупреждения о террористах.
4/6
…И наглядно видно, где пассажиры прячут опасные предметы.
5/6
В этом совмещенном салоне двух типов самолетов обучают стюардесс.
6/6
Дверь, которую открывают люди только со специальным сертификатом.

Вы удивитесь, но даже для того, чтобы иметь возможность открывать дверь в пассажирском самолете, та же стюардесса должна получать отдельный документ.

Корреспондент Sputnik поинтересовался у Яниса Ванагса, можно ли ему открыть дверь. Оказалось — нет. Значит, летать над морем и приземляться – пожалуйста, а из самолета выйти – запрещено? Вот она, суровая правда авиационной жизни.

Лента новостей
0